Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Авто и Мото [ Добавить статью ]

Уроки экстремального вождения. Часть 1
Приучите себя держать обе руки в верхнем секторе рулевого колеса.Максимально прижмитесь к спинке сидения.Снимите со стекла и щитка приборов все, что может отвлечь ваше внимание.Уменьшите громкость авто магнитолы или выключите ее. Не вступайте в разговор за рулем. 1. Занос вправо—резкий поворот рулевого колеса вправо, мягкое выравнивание. 2. Занос влево — то же в другую сторону. 3. Опрокидывание вправо — силовое руление вправо, балансирование, выравнивание. 4. Опрокидывание влево — то же в другую сторону. 5. Критический занос — скоростное руление (полной амплитуды) двумя руками с перехватами рулевого колеса на боковом секторе. 6. Ритмический занос — серия скоростных импульсов руления в одну и другую сторону. 7. Снос передней оси автомобиля — выравнивание рулевым колесом, торможение двигателем, подтормаживание левой ногой. 8. Экстренное торможение — ступенчатое торможение рабочим тормозом, последовательное включение понижающих передач с перегазовкой пяткой и задержкой включения сцепления. Коррекция устойчивости автомобиля рулевым колесом в каждый период растормаживания. 9. Экстренный объезд препятствия — силовое руление и выравнивание с переменным дросселированием. Компенсация заноса опережающим рулением. 10. Вращение автомобиля — серия последовательных действий: поворот рулевого колеса, резкое дросселирование, выключение сцепления, обратное руление, выравнивание, включение сцепления, дросселирование. Здесь перечислены только 10 типичных вариантов критических ситуаций, хотя в жизни их может встретиться намного больше. Чрезвычайно важным для безопасности является “чувство автомобиля”, которое обеспечивается посредством оптимальной посадки водителя, его контактом с автомобилем. Большая часть информации от автомобиля и дороги воспринимается “мышечным чувством” водителя. Особенно актуальны эти ощущения при потере устойчивости и управляемости (при сносе, заносе, блокировке и пробуксовке, вращении и опрокидывании). “Мышечное чувство” дает опытному водителю сигнал к действию по стабилизации автомобиля и позволяет корректировать собственные действия по ходу развития критической ситуации. №2 Положение рук при повороте При движении по прямой готовность водителя к экстренному маневрированию обеспечивается симметричным расположением рук на рулевом колесе: “10 — 2” или “9 — З” (по аналогии с цифрами на циферблате часов). При необходимости маневра руки смещаются на боковой сектор рулевого колеса. Их положение при повороте налево—“8—12”, направо—“12—4”. Эти положения обеспечат готовность к действиям в критических ситуациях на дуге поворота, т. е. к экстренным маневрам — коррекции поворота (“до-вороту”), объезду препятствия — и стабилизации автомобиля при потере устойчивости и управляемости. Кроме того, положение рук на боковом секторе (боковой захват) позволяет противодействовать выравниванию автомобиля, вызванному самостабилизацией передней подвески, и центробежной силе, смещающей корпус водителя к наружной стороне.Боковой захват позволяет обеспечить несколько приемов управления, способы выполнения которых следующие: удержание автомобиля на дуге поворота — постоянная тяга вниз двумя руками из положения на боковом секторе. (Используется сила мышц-сгибателей, наиболее развитых у любого человека.) Коррекция траектории обеспечивается усилием и ослаблением тяги; “доворот” — крутизну маневра на дуге поворота увеличивает рука, находящаяся сверху (в положении “12”). Другая рука, находящаяся в положении “4” или “8”, отпускает рулевое колесо и страхует его в боковой зоне, при необходимости подключаясь к “довороту” на больший угол; выравнивание траектории автомобиля — после завершения поворота повышение тяги двигателя способствует самостабилизации автомобиля — выравниванию управляемых колес. Руки на боковом секторе поочередно выполняют тормозящую функцию -— сопровождающее руление, регулируя скорость самовыравнивания. Отпускать рулевое колесо нельзя, так как это может привести к резкому ритмическому заносу; стабилизация при заносе — при возникновении бокового скольжения задней оси, что чаще всего возникает на автомобиле с задними ведущими колесами (классическая компоновка), компенсировать занос можно быстрым поворотом рулевого колеса в сторону заноса на 90--180° без смены положения рук. Если амплитуда заноса большая, водитель переходит к поочередному рулению левой и правой руками со сменой положения рук на боковом секторе. При поворотах нежелательно перекрещивать руки в нижнем секторе рулевого колеса (так называемый перекрестный захват). Руление в нижнем секторе рулевого колеса почти всегда нежелательно. Любая критическая ситуация требует максимальных усилий, а исходное положение не позволяет приложить их. Чтобы быть готовым к любым неожиданностям, при повороте ваши руки должны располагаться в положении “4(8)-12”. Это позволит вам сопротивляться самовыравниванию автомобиля и легко реагировать на любую критическую ситуацию (занос, вращение, опрокидывание, наезд и др.) №3 Положение рук на рулевом колесе при прогнозировании критической ситуации (предварительный захват) Скоротечность развития критических ситуаций требует мгновенной реакции водителя. Если водитель не готов к экстренным действиям или требуется какое-то время на подготовку, например на перенос руки или рук в оптимальный сектор рулевого колеса, то из-за дефицита времени критическая ситуация быстро перерастает в аварийную. Прогнозируя определенный маневр, водитель может заранее обеспечить необходимое положение рук, т. е. выполнить предварительный захват. Перенос одной руки осуществляется перехватыванием рулевого колеса или скольжением по его ободу; другая рука обеспечивает постоянный контакт. Перед крутым поворотом водитель выполняет ряд предварительных действий, смещая руки на внутренний относительно траектории поворота боковой сектор рулевого колеса: в положение “12—4” при повороте направо или “8—12”— налево. Перед скоростным движением задним ходом водитель смещает левую руку на рулевом колесе в положение “12” (ситуация 1 на рисунке), увеличивая обзор за счет разворота корпуса вправо. Перед разворотом передним ходом на 180° с блокированием задних колес стояночным тормозом водитель переносит правую руку на рычаг ручного тормоза, а левую в положение “12” (ситуация 2 на рисунке). Перед скоростным разворотом задним ходом на 180° (“полицейский разворот”) водитель смещает левую (правую) руку в нижний сектор (положение “6”), применяя глубокий захват (локоть при этом, направлен вверх) или нестандартный захват в нижнем секторе (положение “6”) для готовности к скоростному вращению рулевого колеса на 360° без перехватывания (ситуация 3 на рисунке). Существует и применяется- на практике ряд нестандартных действий, которые каждый водитель подбирает индивидуально для критической ситуации. Главными критериями выбора этих действий являются их целесообразность и эффективность. Они должны помогать, а не мешать выполнению сложных прие

Источник: http://www.zarulemauto.ru
Категория: Авто и Мото | Добавил: vitalg (31.Янв.2011)
Просмотров: 218