Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Готический собор
В каком бы городе Западной Европы мы ни оказались, если в нем есть готический собор, мы сразу же почувствуем, что он средоточие всей жизни города. Так было, есть и будет – до тех пор, пока собор стоит. Остроумный ход Пруста (в его замечательной книге «Памяти убитых церквей») – предложить читателю представить себе, что собор давно умер, а теперь делаются попытки возродить его (речь идет не о здании, а об истинной его религиозной жизни) – это лишь литературный прием ярче продемонстрировать, что собор никогда не умирал. Можно смело утверждать, что готический собор остается одновременно и источником жизненных устремлений и их целью, он аккумулирует силы центростремительные и одновременно генерирует силы центробежные, от него все исходит и к нему все возвращается. Глубокую мысль высказал Альфред Шнитке, великий современный композитор: готический собор, независимо от того, каким храмом он является (католическим или протестантским - А. М.), - всегда некая модель мира. Например, Шартрский или Реймский соборы. По ним надо ходить, их необходимо обойти даже снаружи. Для того чтобы по-настоящему находиться там, надо охватить собор сознанием как некий огромный город. И, действительно, большие кафедральные соборы строились с таким расчетом, чтобы они могли вместить все тогдашнее население города, иными словами, они должны были быть огромных размеров. Новые задачи потребовали небывалых инженерных решений, в первую очередь решения проблемы сводов. Гениальное решение было найдено посредством совершенно нового распределения веса свода на опоры (колонны и стены). В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи. Но что особенно важно – новые архитектурные решения были абсолютно адекватны теологической концепции мира, выработанной схоластической теологией XII–XIII столетия Готический собор как воплощение Универсума Шартр. Кафедральный собор. Начат 1194, освящен 1260. Шартр. Кафедральный собор. Макет. Готический собор, при всем богатстве составляющих его элементов, поражает своим необычайным единством. Это можно утверждать как о его архитектурном плане, так и всей системе декора - экстерьера и интерьера. Более того, это единство характеризует готический стиль в целом. У Виктора Гюго в его романе «Сбор Парижской Богоматери» есть такое замечательное рассуждение: «Искусство меняет здесь (в разных памятниках готики. - А. М.) только оболочку. Самое же устройство христианского храма остается незыблемым. Внутренний остов его все тот же, все то же последовательное расположение частей. Какой бы скульптурой и резьбой ни была разукрашена оболочка храма, под нею всегда находишь, хотя бы в зачаточном, начальном состоянии, римскую базилику. Она располагается на земле по непреложному закону. Это все те же два нефа, пересекающихся в виде креста, верхний конец которого, закругленный куполом, образует хоры; это все те же постоянные приделы для крестных ходов внутри храма или для часовен – нечто вроде боковых проходов, с которыми центральный неф сообщается через промежутки между колоннами. На этой постоянной основе бесконечно варьируется число часовен, порталов, колоколен, шпилей, следуя за фантазией века, народа и искусства. Предусмотрев и обеспечив все правила церковного богослужения, зодчество в остальном поступает, как ему вздумается. Изваяния, витражи, розетки, арабески, разные украшения, капители, барельефы - все это сочетает оно по своему вкусу и своим правилам. Отсюда проистекает изумительное внешнее разнообразие подобного рода зданий, в основе которых заключено столько порядка и единства. Ствол дерева - неизменен, листва - прихотлива». Уже давно обнаружено глубокое родство между принципами конструкции готического собора и принципами построения крупнейших теологических концепций того времени. Этот параллелизм выявлен и блестяще объяснен выдающимся историком искусства Эрвином Панофским в его работе «Готическая архитектура и схоластика». «Подобно «Суммам» Высокой схоластики, - пишет исследователь, - собор Высокой готики стремился, прежде всего, к всеохватности («тотальности»). В своей образности собор Высокой готики стремился воплотить все Христианское знание – теологическое, естественнонаучное и историческое, где все элементы должны находиться каждый на своем месте, а все то, что еще не нашло своего определенного места, подавляться». Иными словами, готический собор – это воплощение Универсума. Детальная разработка «своего места» для каждого элемента конструкции в готической архитектуре аналогична детальной разработке плана больших «Сумм», которые должны были отвечать трем требованиям (в формулировке Э. Пановского): (1) – всеохватность (достаточная сумма аргументов); (2) – классификация по принципу единообразия частей и частей этих частей (достаточная разделенность аргументов); (3) - четкость и дедуктивная убедительность (достаточная взаимосвязь аргументов). Первое сочинение подобного рода – «Сумма теологии» Александра Галльского – было столь объемным, что весило (по свидетельству Роджера Бэкона) «столько, сколько могла свезти лошадь». Весьма примечательно, что Александр Галльский начал писать свой труд в том же – 1231 – году, когда началось строительство нового нефа собора Сен-Дени. Эталонным образцом «Суммы» стала «Сумма теологии» (1274) Фомы Аквинского, которую он писал в Париже, созерцая такие шедевры готики как Собор Нотр-Дам и Сент-Шапель. Всеохватность, членораздельность и взаимосвязанность - вот категории, в которых мыслился Универсум. Они же в равной степени приложимые как к теологическим трактатам, так и к памятникам готического искусства. Классический готический собор есть материальное воплощение Универсума, что в символическом смысле выражено господством в его конструкции троичности, как символа Св. Троицы и тринитарной доктрины, главного догмата Христианского вероучения. В основе готического собора трехрядный неф и трехрядный трансепт. Нервюрный свод образует членение на смежные треугольники, ребра которых специально подчеркнуты с тем, чтобы при взгляде снизу их структура была ясно различима (равно как и при взгляде на планы готических соборов). Отражение тринитарной доктрины мы видим в разных готических искусствах и формах, например, в литературе, где ярчайший пример – «Божественная комедия» Данте. Она схоластична не только по своему содержанию (полностью отвечает трем требованиям к «Сумме»), но и по конструкции: в ней три книги («Ад», «Чистилище», «Рай»), что можно уподобить тройному нефу готического собора, и в каждой – 33 песни. (Хотя «Ад» состоит из 34 песен, первая песнь является вступлением ко всей поэме, и песен собственно первой книги тоже оказывается 33 песни.). Более того, терцины, которыми написана «Божественная комедия», как ее наименьшие конструктивные элементы, аналогичны треугольникам нервюрного свода, наименьшим конструктивным элементам готического собора. Символизируя собой Землю и Небо, готический собор вмещал в себя и всю человеческую жизнь от рождения до смерти. Яркая иллюстрация этого тезиса – картина Рогира Ван дер Вейдена «Семь Таинств»

Источник: http://www.maykapar.ru
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 331