Главная » Статьи » Искусство | [ Добавить статью ] |
Готический собор – образ мира
Рогир Ван дер Вейден. Семь Таинств. Ок. 1445.
Антверпен. Королевский музей изящных искусств.
В центре главное Таинство – Евхаристии: священник у алтаря возносит гостию в знак того, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа – доктрина Реального Присутствия. Кстати, текст исповедания веры, и в частности впервые употребленный в нем термин «пресуществление» (transubstatiatio), утвержденный IV Латернаским (XII Вселенским) Собором (1215), использует богословский вклад Парижского университета - тот опыт схоластического богословия, который вдохновлял и создателей готических соборов XIII столетии.
Интерьер собора, ради которого мы в первую очередь воспроизводим эту картину, великолепный образец Высокой готики; напоминает собор св. Гудулы в Брюсселе. Изображение внутри собора всех семи таинств - от Крещения до Елеопомазания (Соборование) – свидетельствует о восприятии собора как Универсума.
* * *
Будучи символом Универсума, готический собор был реальным воплощением синтеза искусств, средствами которых этот Универсум воссоздавался. В лоне готического стиля необычайного расцвета достигли скульптура, витражное искусство, этот главный вид готической живописи, декоративное искусство (резьба по камню, дереву, кости и др.), музыка.
Скульптура
Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю.
Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора, с его знаменитым «Благословляющим Христом» на колонне простенка, воспетым множеством поколений как «Le Beau Dieu» (Прекрасный Бог).
Собор в Амьене. Христос-благословляющий (Прекрасный Бог).
(Ротенберг. Искусство готической эпохи. Илл 71 )
Если в соборе на западной стороне было три портала, то главный – центральный – непременно посвящался Христу. Полное описание декора только лишь одного западного фасада готического собора заняло бы много места (для примера укажем, что один лишь центральный портал Реймского собора заключает в себе семьдесят шесть скульптур!) Однако необходимо дать представление о той всеохватности образов, которая побудила Марселя Пруста назвать готический портал – Библией.
Опишем Большой портал (Портал Христа) великолепного кафедрального собора в Меце.
Большой портал (Портал Христа). Мец. Кафедральный собор.
(см. Буклет, с.40)
Схема расположения фигур Большого портала (Портал Христа). Мец. Кафедральный собор.
(см. Буклет, с.40)
A – Христос
B – Давид
C – Мудрые девы (Мф. 25:1 - 13)
D – Неразумные девы (Мф. 25:1 - 13)
E – Херувимы (семь)
F – Серафимы (семь)
G – Господства (четыре)
H – Силы (четыре)
I – Архангелы (четыре: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриэль)
K – Власти (четыре)
L – Ангелы
M– Сивиллы и пророки
1 – Св. Петр
2 – Св. Андрей
3 – Св. Фома
4 – Св. Симон
5 – Св. Матфей
6 – Св. Филипп
7 – Св. Стефан
8 – Ветхий Завет
9 – Св. Павел
10 – Св. Иоанн
11 – Св. Иаков Старший
12 – Св. Иаков Младший
13 – Св. Варфоломей
14 – Св. Иуда (не путать с Иудой-предателем)
15 – Св. Лаврентий (в буклете, изданном Собором, эта фигура ошибочно названа Св. Павлом)
16 – Новый Завет
17 – Исаия
18 – Иеремия
19 – Иезекииль
20 – Даниил
Христос стоит на центральной колонне на льве и драконе; правой рукой он благословляет, в левой – держит книгу (Евангелие). В нише под ним фигура царя Давида, который, согласно концепции типологии (параллелизма Ветхого и Нового Заветов), считался одним из предтечей Христа.
В тимпане помещена сцена Страшного суда; она разделена на три (вновь - тринитарный символ!) секции. Тимпан с обеих сторон обрамлен тремя (!) архивольтами с фигурами семи – труднообъяснимо, почему - из девяти (3 х 3!) ангельских чинов.
Слева и справа на задних колоннах фигуры двенадцати апостолов; каждый из них попирает своего гонителя, а в руке держит атрибут своего мученичества.
Фигуры слева и справа соотносятся как парные. Некоторые из таких пар были строго установлены (мы касались этого в статьях нашего цикла «Христианские святые в живописи», в частности, в статье «Маэста»). Например: Мудрые девы - Неразумные девы; Ветхий Завет - Новый Завет; Херувимы - Серафимы; Св. Петр – Св. Павел, и другие. Именно эта парная группировка, бывшая традиционной уже в то время, позволяет с уверенностью идентифицировать № 15 как Св. Лаврентия, поскольку именно этот святой, ставший диаконом и принявший мученическую смерть, сопрягается с протомартиром (первым христианским мучеником), тоже диаконом, Св. Стефаном, симметрично расположенным на нашем портале слева (№ 7).
Витражи
Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира. (Псевдо)-Дионисий Ареопагит, особо почитавшийся аббатом Сугерием (или Сюжером), родоначальником готического искусства, в самом начале своего большого труда «О небесной иерархии» говорит: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света».
Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать все более утонченные структурные системы. Отсюда культивирование искусства витража в XII - XIII веках и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам.
Можно представить себе – аналогии с детальной разработкой иконографии порталов и всего скульптурного декора, – что и в разработке сюжетов витражей не будет ничего случайного. И действительно, продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь, на уровне этого вида художественной деятельности старых мастеров, мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой мы уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом.
Музыка
Особая тема в рассказе о готическом соборе как образе мира – музыка.
Возведение в Париже собора Нотр-Дам (1163 - 1235) совпало с учреждением при нем Певческой школы, во главе которой стоял Леонин, а его преемником стал Перотин; за ними последовали Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия, Франко Кельнский. Сейчас все это хорошо известные имена, и истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе, в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием творений этих композиторов…
Первым плодом деятельности Певческой школы было появление большого музыкального сборника песнопений для службы в новом соборе. Это была «Magnus libri organi» («Большая книга органумов»). Оригинал этого собрания давно исчез, но его копии, несколько отличающиеся одна от другой, обнаружены в разных частях Европы - в Испании, Англии и Италии, и это доказывает ее широкое распространение. Один анонимный английский автор называет ее автором Мастера Леонина, и можно предположить, что она была составлена между 1163 и 1182 годом. Ее стиль – так называемый органум. Поначалу это было двухголосное пение, в котором над выдержанными звуками главного (нижнего) голоса (vox principalis) располагались звуки дублирующего голоса – органалиса (vox organalis). Примерно к 1200 году песнопения этой книги были переработаны в новом стиле, выработанном благодаря применению ритмических модусов, разработанных в Париже ок. 1180 года. Постепенное развитие полифонической техники привело – в рамках готического стиля - к господству трехголосия. Не проанализирован еще в полной мере вклад музыки в становление готической тринитарной концепции. Увлекательным, как мне кажется, было бы сравнительное исследование развития принципов трехголосного органума и принципов тройного нефа готического собора, приемов модальной музыкальной ритмики и принципов членения архитектурного пространства в готике.
Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.
Источник: http://www.maykapar.ru | |
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011) | |
Просмотров: 490 |