Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Готический собор – образ мира
Рогир Ван дер Вейден. Семь Таинств. Ок. 1445. Антверпен. Королевский музей изящных искусств. В центре главное Таинство – Евхаристии: священник у алтаря возносит гостию в знак того, что хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа – доктрина Реального Присутствия. Кстати, текст исповедания веры, и в частности впервые употребленный в нем термин «пресуществление» (transubstatiatio), утвержденный IV Латернаским (XII Вселенским) Собором (1215), использует богословский вклад Парижского университета - тот опыт схоластического богословия, который вдохновлял и создателей готических соборов XIII столетии. Интерьер собора, ради которого мы в первую очередь воспроизводим эту картину, великолепный образец Высокой готики; напоминает собор св. Гудулы в Брюсселе. Изображение внутри собора всех семи таинств - от Крещения до Елеопомазания (Соборование) – свидетельствует о восприятии собора как Универсума. * * * Будучи символом Универсума, готический собор был реальным воплощением синтеза искусств, средствами которых этот Универсум воссоздавался. В лоне готического стиля необычайного расцвета достигли скульптура, витражное искусство, этот главный вид готической живописи, декоративное искусство (резьба по камню, дереву, кости и др.), музыка. Скульптура Порталы и алтарные преграды готических соборов сплошь украшены статуями, скульптурными композициями, орнаментами, фантастическими фигурами зверей («химерами»). Лучшие статуи святых и аллегорические фигуры были отмечены глубокой духовной красотой. Застылость и замкнутость романских скульптур сменились подвижностью, ритмическим богатством пластики фигур, их обращенностью друг к другу и к зрителю. Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала собора. Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мира. Ярчайшим примером служит западный портал Амьенского собора, с его знаменитым «Благословляющим Христом» на колонне простенка, воспетым множеством поколений как «Le Beau Dieu» (Прекрасный Бог). Собор в Амьене. Христос-благословляющий (Прекрасный Бог). (Ротенберг. Искусство готической эпохи. Илл 71 ) Если в соборе на западной стороне было три портала, то главный – центральный – непременно посвящался Христу. Полное описание декора только лишь одного западного фасада готического собора заняло бы много места (для примера укажем, что один лишь центральный портал Реймского собора заключает в себе семьдесят шесть скульптур!) Однако необходимо дать представление о той всеохватности образов, которая побудила Марселя Пруста назвать готический портал – Библией. Опишем Большой портал (Портал Христа) великолепного кафедрального собора в Меце. Большой портал (Портал Христа). Мец. Кафедральный собор. (см. Буклет, с.40) Схема расположения фигур Большого портала (Портал Христа). Мец. Кафедральный собор. (см. Буклет, с.40) A – Христос B – Давид C – Мудрые девы (Мф. 25:1 - 13) D – Неразумные девы (Мф. 25:1 - 13) E – Херувимы (семь) F – Серафимы (семь) G – Господства (четыре) H – Силы (четыре) I – Архангелы (четыре: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриэль) K – Власти (четыре) L – Ангелы M– Сивиллы и пророки 1 – Св. Петр 2 – Св. Андрей 3 – Св. Фома 4 – Св. Симон 5 – Св. Матфей 6 – Св. Филипп 7 – Св. Стефан 8 – Ветхий Завет 9 – Св. Павел 10 – Св. Иоанн 11 – Св. Иаков Старший 12 – Св. Иаков Младший 13 – Св. Варфоломей 14 – Св. Иуда (не путать с Иудой-предателем) 15 – Св. Лаврентий (в буклете, изданном Собором, эта фигура ошибочно названа Св. Павлом) 16 – Новый Завет 17 – Исаия 18 – Иеремия 19 – Иезекииль 20 – Даниил Христос стоит на центральной колонне на льве и драконе; правой рукой он благословляет, в левой – держит книгу (Евангелие). В нише под ним фигура царя Давида, который, согласно концепции типологии (параллелизма Ветхого и Нового Заветов), считался одним из предтечей Христа. В тимпане помещена сцена Страшного суда; она разделена на три (вновь - тринитарный символ!) секции. Тимпан с обеих сторон обрамлен тремя (!) архивольтами с фигурами семи – труднообъяснимо, почему - из девяти (3 х 3!) ангельских чинов. Слева и справа на задних колоннах фигуры двенадцати апостолов; каждый из них попирает своего гонителя, а в руке держит атрибут своего мученичества. Фигуры слева и справа соотносятся как парные. Некоторые из таких пар были строго установлены (мы касались этого в статьях нашего цикла «Христианские святые в живописи», в частности, в статье «Маэста»). Например: Мудрые девы - Неразумные девы; Ветхий Завет - Новый Завет; Херувимы - Серафимы; Св. Петр – Св. Павел, и другие. Именно эта парная группировка, бывшая традиционной уже в то время, позволяет с уверенностью идентифицировать № 15 как Св. Лаврентия, поскольку именно этот святой, ставший диаконом и принявший мученическую смерть, сопрягается с протомартиром (первым христианским мучеником), тоже диаконом, Св. Стефаном, симметрично расположенным на нашем портале слева (№ 7). Витражи Внутреннее пространство собора — с многочисленными архитектурными и скульптурными украшениями, светом, льющимся сквозь стекла витражей, — создает образ небесного мира. (Псевдо)-Дионисий Ареопагит, особо почитавшийся аббатом Сугерием (или Сюжером), родоначальником готического искусства, в самом начале своего большого труда «О небесной иерархии» говорит: «Каждое существо, видимое или невидимое, есть свет, вызываемый к жизни Отцом всякого света». Это толкование физического света как символа света Божественного, заставляло строителей разрабатывать все более утонченные структурные системы. Отсюда культивирование искусства витража в XII - XIII веках и такие его достижения, каких не знала ни одна последующая эпоха. Достаточно сказать, что площадь витражей, например, Шартрского собора равнялась 2600 квадратным метрам. Можно представить себе – аналогии с детальной разработкой иконографии порталов и всего скульптурного декора, – что и в разработке сюжетов витражей не будет ничего случайного. И действительно, продуманную систему персонажей и сцен мы можем видеть не только внутри одного окна или розетки, а во всей системе витражей собора в целом. И здесь, на уровне этого вида художественной деятельности старых мастеров, мы наблюдаем ту же всеохватность, о которой мы уже говорили в связи с концепцией готического собора в целом. Музыка Особая тема в рассказе о готическом соборе как образе мира – музыка. Возведение в Париже собора Нотр-Дам (1163 - 1235) совпало с учреждением при нем Певческой школы, во главе которой стоял Леонин, а его преемником стал Перотин; за ними последовали Роберт де Сабильон, Пьер де Ла Круа, Иоанн де Гарландия, Франко Кельнский. Сейчас все это хорошо известные имена, и истинное наслаждение испытает тот, кому посчастливится оказаться во французском готическом соборе, в тот момент, когда он залит светом, льющимся сквозь его витражи, и наполнен звучанием творений этих композиторов… Первым плодом деятельности Певческой школы было появление большого музыкального сборника песнопений для службы в новом соборе. Это была «Magnus libri organi» («Большая книга органумов»). Оригинал этого собрания давно исчез, но его копии, несколько отличающиеся одна от другой, обнаружены в разных частях Европы - в Испании, Англии и Италии, и это доказывает ее широкое распространение. Один анонимный английский автор называет ее автором Мастера Леонина, и можно предположить, что она была составлена между 1163 и 1182 годом. Ее стиль – так называемый органум. Поначалу это было двухголосное пение, в котором над выдержанными звуками главного (нижнего) голоса (vox principalis) располагались звуки дублирующего голоса – органалиса (vox organalis). Примерно к 1200 году песнопения этой книги были переработаны в новом стиле, выработанном благодаря применению ритмических модусов, разработанных в Париже ок. 1180 года. Постепенное развитие полифонической техники привело – в рамках готического стиля - к господству трехголосия. Не проанализирован еще в полной мере вклад музыки в становление готической тринитарной концепции. Увлекательным, как мне кажется, было бы сравнительное исследование развития принципов трехголосного органума и принципов тройного нефа готического собора, приемов модальной музыкальной ритмики и принципов членения архитектурного пространства в готике. Итак, можно смело утверждать, что готический собор действительно есть образ мира и – больше того – являет собою целый мир. И хотя не каждый в состоянии вместить в себя весь этот мир, сам этот мир в состоянии вместить в себя каждого.

Источник: http://www.maykapar.ru
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 490