Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Музыкальный мир библейского человека
Библия... Нет книги более распространенной, более читаемой, более занимающей умы людей. Библией пропитаны псе великие искусства. Грандиозные творения, необыкновенный подъем человеческого духа - на всем этом лежит печать Библии. Еще со времен раннего средневековья и библеистике утвердились четыре главных направления толкования Священного Писания, охватывающие в сущности все его содержание и смысловые уровни. Первое - комментирование буквального смысла текста: анализ исторических фактов, сообщаемых Библией; второе - аллегорическое толкование: в каждом слове Писания видится намек и указание на догматы веры; третье - тропологическое: каждая сентенция Писания толкуется в переносном, главным образом морально-этическом значении; и наконец, четвертое - синагогическое: текст трактуется как предсказание будущих событий, которые произойдут на Небесах. По каждому из этих направлений в настоящее время имеется огромная, можно сказать, необозримая литература. В данном случае речь пойдет о толковании буквального содержания текста, иными словами, мы проанализируем Библию с точки зрения историка музыки и постараемся распознать в ней реалии музыкальной практики древних израильтян и иудеев. Мы полагаем, что приводимые ниже свидетельства, касающиеся деятельности конкретных музыкантов или музыкального инструментария, в частности, во времена царей Саула, Давида, Соломона, столь же достоверны, как и исторические свидетельства гораздо более близких нам времен. Сейчас нам трудно представить себе, какой была музыка древних иудеев и израильтян: не сохранилось ни ее записей (если они вообще были), ни инструментов, на которых эта музыка исполнялась, ни даже их изображений, создавать которые, как и изображения других предметов культа, по иудейским законам запрещалось. В результате Библия оказывается единственным источником наших представлений о музыке этих древних народов. Библия раскрывает нам эмоциональный строй и музыкальные переживания человека тех далеких времен. Мы получаем представление и о том, сколь сильным было воздействие музыки, в какое экстатическое состояние она приводила в одних случаях и сколь умиротворяюще действовала в других. Мы знаем тот гимн, который вознесла Дева Мария Господу,- его приводит Лука: "Величит душа моя Господа..." (Лк. I, 46-55), и мы помним те "Magnificat", которые сотни композиторов-христиан создавали, будучи уверенными, что и Мария этот гимн пела. И если мы чувствуем, как душа наша исполняется восторгом при звуках "Gloria in Excelsis Deo in Terra Pax Hominibus" смертного Баха, то каков же был экстаз пастухов, когда они услышали эту "Ангельскую песнь", льющуюся с небес в момент Благовещения им архангела Гавриила: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (Лк. 2, 14)! Так не воспользоваться ли и нам старым психологическим приемом: коль скоро радость вызывает улыбку, то, быть может, улыбнуться, чтобы ощутить радость? Мы знаем ту музыку, которая наполняет восторгом сердца христиан, но, быть может, и наоборот: знание о том, как она воздействовала на души древних иудеев и израильтян (о чем на многих своих страницах рассказывает Библия), полнее раскроет нам ее самою?.. Д. Гарджуло (ок. 1610-1679). Перенесение ковчега Завета царем Давидом в Иерусалим. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Библии этот сюжет излагается дважды: 2 Цар. 6, 12-15 и 1 Пар. 15, 25-28. Некоторые музыкальные различия, имеющиеся в этих рассказах (в перечислении инструментов), заставляют предположить, что в основу картины лег вариант из 2 Цар.: ... пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. И когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, он приносил в жертву тельца и овна. Давид скакал из всей силы перед Господом; одет же был Давид в льняный ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками. В представлении европейцев всех эпох царь Давид настолько прочно ассоциировался с арфой, что его никак нельзя было изобразить без этого инструмента, хотя в приведенном отрывке ясно сказано, что он "скакал" (то есть плясал), а не играл на музыкальных инструментах.

Источник: http://www.maykapar.ru/
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 230