Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Музыкальный мир библейского человека часть 3
Самое имя это, быть может, немногое значит - в Библии оно упоминается только один раз: мимоходом в перечне потомков Каина (в других родословиях - 1-я Паралипоменон. 1, 1-3 - Иувал уже пропущен [В 3-томном предметном и именном указателе к Библии это имя и вовсе оказалось пропущенным (по недосмотру?). См.: Симфония на Ветхий и Новый Завет. Всесоюзный Совет евангельских христиан-баптистов. М.. 1986.]. Но два обстоятельства все же важны. Во-первых, то, что Иувал происходит из рода Каина. И если с этим сыном Адама, "пастырем овец" (Быт. 4, 2), и его братом Авелем, "земледельцем" (там же) Писание связывает начало "производственной" деятельности человека- "базиса", то Иувал, потомок Адама в седьмом колене, был творцом искусства - "надстройки". Причем, эта "надстройка", но библейской хронологии, возникла еще в Адамовы времена, поскольку Адам, "первый человек", прожил "930 лет" (Быт. 5, 5). Но из первого обстоятельства - происхождения Иувала из рода Каина, "первого убийцы" - с неизбежностью вытекает второе - изначальная "греховность" музыки, ее "каинова печать". Впоследствии на протяжении всей истории человечества мы встречаемся с музыкой и как с орудием воспевания и восхваления Господа, и как с инструментом Сатаны. "...Чтобы они громко возвещали глас радования" В предыдущем нашем рассказе промелькнуло несколько имен музыкантов - легендарного Иувала, отца "всех играющих на гуслях и свирели", царя Давида - псалмопевца, устроителя божественной службы. При внимательном чтении Библии этот список можно дополнить другими именами. И наберется их две-три дюжины. О всех сказать не удастся, но о выдающихся - необходимо. Первые упоминания конкретных музыкантов имеются в Библии в книгах Паралипоменон (не зря они именуются также "Летописями"). Здесь в 1-й книге повествуется, в частности, о том, что Давид решил устроить скинию в Иерусалиме и перенесли туда ковчег Господень. Важной частью приготовлений к этому был отбор музыкантов для богослужения. Путь ковчега начался из Кириафиарима: Давид же и все Израильтяне играли перед Богом и:) всей силы, с пением, на цитрах и псалтирях, тимпанах, и кимвалах и трубах. (1 Пар. 13,8).Титульный лист Псалтири из аббатства св.Ремигия. Реймс, XII в. Кембридж. Эта иллюстрация представляет интерес во многих отношениях. Разделенная на две половины, она ясно демонстрирует, какая музыка - священная (та, которой руководит царь Давид) и какая - греховная (здесь правит бал Сатана). Музыкальные сюжеты с Давидом всегда давали повод художникам изобразить множество современных им музыкальных инструментов. Так, в верхнем левом углу музыкант проделывает опыты с монохордом и колокольчиками. Справа еще два инструменталиста - у одного не совсем точно изображена флейта Пана, у другого - дудка. Очень интересен орган, в который два кальканта качают воздух (жаль, что не изображен сам органист). Примечательно, что у органа парные трубки, и следовательно, два регистра; играли на нем, не ударяя по клавишам, а выдвигая или задвигая хорошо изображенные здесь задвижки. Их семь, столько же, сколько и пар трубок; такое же количество колокольчиков и отверстий у флейты Пана. Это доказывает, что музыканты пользовались семиступенным звукорядом. Но вот у арфы Давида отчетливо видны восемь колков. Причина этого не музыкальная. В двух псалмах - 6 и 11 - говорится, что исполняются они "на восьмиструнном" инструменте, причем оба псалма - Давидовы. Такое прочтение этой ремарки - результат неточного понимания оригинального текста Библии.

Источник: http://www.maykapar.ru/
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 304