Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Музыкант Елизаветинской Англии Английские музыканты на родине
Одним из первых выдающихся композиторов елизаветинской Англии был Томас Тэллис (1505-1585). С 1540 г. (или даже раньше) он служил в качестве джентльмена Королевской капеллы, оставаясь на этой должности до самой своей смерти. Следовательно, он был музыкантом достаточно высокого статуса. К концу жизни Тэллис, отец четверых детей, владел собственным домом. В 1575 г. он вместе со своим учеником У. Бёрдом получил от Елизаветы "исключительную", как она была названа, лицензию на продажу нот и нотной бумаги, которой до них в Англии никто не обладал. Тут же они опубликовали "Священные песнопения" ("Cantiones sacrae") с пространным посвящением Елизавете. В этой антологии мотетов наряду с чужими произведениями они поместили по 17 собственных, как полагают некоторые английские исследователи, в качестве намека на 17 лет правления Елизаветы. С финансовой точки зрения издание, по-видимому, прогорело, и Тэллис вынужден был обратиться к Елизавете с прошением о назначении ему ежегодного жалованья. У. Бёрд (1543-1623), ученик Тэллиса и один из самых ярких композиторов елизаветинской эпохи, происходит, судя по всему, из Линкольна, хотя о его детских годах сохранилось крайне мало сведений. Однако известно, что уже на первой его службе в качестве органиста и хормейстера кафедрального собора в Линкольне ему было назначено жалованье значительно более высокое, нежели его коллегам, хотя Бёрду в этот момент было всего двадцать лет. И даже после того как Бёрд в 1570 г. по неизвестным причинам поссорился с церковным руководством и уехал в Лондон (в Линкольне ему уже был найден преемник), он выговорил себе право получать за присылаемые время от времени сочинения четверть своего прежнего жалованья вплоть до 1581 г. В 1572 г. Бёрд назначается джентльменом Королевской капеллы. В Лондоне он быстро делает карьеру. Среди лиц, с которыми он особенно тесно общался,- влиятельные елизаветинские лорды. Наиболее расположено к нему было семейство Петре (12). Будучи католиком, Бёрд чаще всего появлялся и выступал в кругах своих единоверцев. Наиболее пышными в музыкальном отношении в среде католиков были рождественские празднества (они не проводились в тех протестантских домах, где могли быть расценены как проявление папизма). "Гастроли" Бёрда приходились, как правило, именно на это время, поскольку, как уже отмечалось, в этот период он мог освободиться от обязанностей джентльмена капеллы. Таковы приезды Бёрда к Уорчестеру, дочь которого была замужем за сэром Уильямом Петре. Оба эти семейства имели репутацию нонконформистов. Да и трудно представить себе, чтобы Бёрд двенадцать дней подряд музицировал в обществе чуждых ему по вере аристократов (13). Герцогу Уорчестеру Бёрд посвятил "Liber Primus sacrarum cantionum" (1589). Как уже отмечалось, в 1577 гг. Бёрд вместе с Тэллисом публикует "Священные песнопения", и, поскольку Елизавета приняла посвящение, резонно предположить, что мотеты или по крайней мере некоторые из них исполнялись в Королевской капелле. Инициатор публикации антологии именно Бёрд, и в содружестве этих двух музыкантов главную роль, по-видимому, играл он, а не Тэллис. О натуре Бёрда с достаточной полнотой можно судить по его произведениям. "Бёрд был поэтом,- пишет знаменитая современная клавесинистка В. Ландовска.- Прихотлив и полон нежности изгиб его мелодии, или орнаментальной линии. Она полна свежести и аромата. Бёрд любовно созерцал природу. Нет такой тропинки в лесу, на которую он усомнился бы ступить. Если он использовал народные песни, как не раз делали его современники, то у него это было не просто их разукрашиванием все новыми вариациями - нет, он выявлял самую их суть, весь их колорит. Легчайшим прикосновением Бёрд гармонизовал их, и благодаря его гению они сохранили всю свою наивную поэзию". Некоторые английские музыковеды сравнивают положение Бёрда в музыке с местом Шекспира в литературе ". Быть может, сходство это и преувеличено, тем не менее закончить разговор о Бёрде хотелось бы дошедшим до нас фрагментом из пьесы Шекспира "Сэр Томас Мор", где имеются следующие строки: ...То, что мы зовем фортуной, Есть следствие велений высшей силы. Она с рожденьем каждому дает Его природу (16). Пер. А. Аникста Одна из лучших пьес У. Бёрда так и называется - "Фортуна" (У. Бёрд. "Фортуна"). Самым знаменитым учеником Бёрда был Томас Морли (1557- 1603) - композитор, издатель, теоретик и органист. Свое наиболее известное произведение - трактат "Простое и легкое введение в практическую музыку" (A Plaine and Easie Introduction to Practical Musicke), опубликованный в 1597 г., он посвятил своему учителю. Морли испытал на себе сильное и благотворное влияние сэра Эдварда Пэстона. Одна из причин дружбы между Морли и Пэсто-ном, как указывал английский музыковед У. Шоу (17),- их римско-католическое образование и вера. В силу своего вероисповедания Пэстон был вне государственной службы и много времени проводил в своем родовом имении в Норфолке, посвящая себя искусствам. Надпись на его надгробии сообщает о его мастерстве в "свободных науках, особливо в музыке и поэзии, а также в странных (sic! - А. М.) языках" (18). Судя по завещанию, в его библиотеке во множестве имелись лютневые книги, "напечатанные цифрами на испанский и итальянский манер, и несколько книг в буквенной - АВС - записи, в соответствии с английской модой" (19). Здесь, конечно же, имеются в виду табулатурные лютневые книги. Т. Морли, служивший у Э. Пэстона до 1587 г., мог свободно пользоваться его богатым музыкальным собранием, что безусловно сказалось на эрудиции композитора. В 1588 г. Морли получил степень бакалавра музыки Оксфордского университета, а через четыре года (1592) был назначен джентльменом Королевской капеллы. Говоря о композиторах елизаветинской Англии, нельзя не упомянуть и Джона Булла (1523/4-1628). Его творчество выходит за хронологические рамки темы, поэтому речь пойдет только о периоде его жизни в Англии, т. е. до 1613 г., когда он уехал в Нидерланды. По характеру своему Булл был полной противоположностью поэтичному У. Бёрду и элегантному Т. Морли. Грубый, порой вздорный в обыденной жизни (кстати, большую ее часть он испытывал материальную нужду и, будучи принят в состав детей Королевской капеллы, вынужден был обратиться к королеве с просьбой об оказании ему материальной помощи: Елизавета назначила ему содержание в 10-12 фунтов стерлингов в год, обещая увеличить его, что, однако, не было выполнено. При Елизавете, между прочим, бесплатное образование для детей, служивших в капелле, было упразднено), Булл не зря, выходит, носил свое прозвище Bull, что в переводе с английского значит "бык". Сохранился живописный портрет Булла, написанный неизвестным английским художником в 1586 г.Портрет этот очень интересен. По его периметру имеется четверостишие: The Bull by force In field doth Raigne But Bull by Scill Good Will doth Gayne, которое можно перевести примерно так (оно обыгрывает прозвище композитора): Среди быков Сильнейший воцарится, Но с Буллом в мастерстве Едва ли кто сравнится. В левом верхнем углу картины изображены череп, кости и песочные часы. По мнению современного английского исследователя С. Джейнса (20), это не столько атрибуты Vanitas, сколько символы алхимии - науки, которой, как предполагают, Булл интересовался. Портрет этот по сей день хранится на музыкальном факультете Оксфордского университета. Это не случайно: в 1586 г. Булл получает степень бакалавра, а через шесть лет - степень доктора музыки этого университета. Преисполненный гордостью, он сочиняет своеобразный музыкальный "автопортрет": "Д-р Булл собственной персоной", довольно точно и красочно передающий его натуру (Дж. Булл. "Д-р Булл собственной персоной"). В Германии, куда Булл отправился для расширения своих музыкальных познаний и в поисках новых впечатлений, он был радушно встречен герцогом Брауншвейгским, англомания которого распространялась настолько далеко, что он учредил у себя английскую труппу актеров и музыкантов. По крайней мере две пьесы Булла свидетельствуют о благодарности композитора за теплый прием, который ему был оказан. Это ("Аллеманда герцога Брауншвейгского" и "Развлечение герцогини Брауншвейгской"). По рекомендации самой Елизаветы королевский вёрджиналист Джон Булл назначается первым профессором музыки Грешэм-колледжа, где должен был читать "торжественную музыкальную лекцию... два раза в неделю... viz теоретическую часть в течение получаса или около того и практическую в виде концерта для голосов или инструментов в остаток часа" (21). Буллу, не владевшему латынью, в порядке исключения было позволено читать лекции по-английски.

Источник: http://www.maykapar.ru/
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 239