Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Новозаветные сюжеты в живописи Распятие Христа часть С
Святая кровь Кровь Христа, излившаяся из его ран на крест, обладает, согласно христианской доктрине, искупительной силой. Потому обычным было изображать ее обильно льющейся. Она может течь на череп (Адама), лежащий у основания креста. Череп иногда изображается перевернутым, и тогда святая кровь собирается в нем, как в чаше. Иногда кровь в чашу собирает, как уже отмечалось выше, воскресший Адам, но чаще это делают парящие у креста ангелы. Усиление этого образа в живописи Возрождения шло параллельно с все большим распространением культа святой крови. Кровь Спасителя, как считали средневековые теологи, - реальное вещество, одной капли которого было бы достаточно для спасения мира, а она лилась, как утверждал Бернард Клервоский, в преизбытке. Фома Аквинский выразил ту же мысль в одном из своих гимнов: Верный Пеликан, Христос, Боже мой Мя нечистого от грехов омой Кровию честною, коей малости Дабы целый мир спасти. (Перевод Д.Сильвестрова) На картинах старых мастеров часто можно видеть ангелов, парящих над распятием и собирающих в кубки обильно льющуюся из ран кровь Христа. Гонс Мемлинг. Распятие Христа. 1491. Будапешт. Музей изобразительных искусств Гвозди О том, что Христос был именно пригвожден к кресту, в Евангелии имеется лишь косвенное свидетельство - слова Фомы: "...если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей..." (Ин. 20:25). Ни один из евангелистов, описывая сцену Распятия, не уточняет, каким способом Христос был распят. В искусстве вплоть до XV века Христос изображался пригвожденным четырьмя гвоздями - по одному гвоздю на каждую руку и ногу. Позднее художники - за редким уже тогда исключением, к каковым относится и картина Рубенса "Пронзание Христа копьем" - изображают три гвоздя: ноги крест-накрест прибиты одним гвоздем. Три гвоздя стали одним из символов святой Троицы. Гвозди являются одним из инструментов Страстей Господних. (Стоит обратить внимание на то, что когда разбойники, распятые вместе с Христом, пригвождены к своим крестам, а не привязаны, как это часто бывает, они пригвождены четырьмя гвоздями.) Надпись В эпоху Древнего Рима осужденному на казнь через распятие, когда его вели к месту казни, на грудь вешали табличку с надписью, за что он осужден. Иногда эту табличку несли перед осужденным. Что касается надписи с указанием вины Христа, то она может быть реконструирована по свидетельствам всех четырех евангелистов, поскольку каждый из них дает то или иное уточнение в ней, которого нет у других. Полный ее текст при этом выстраивается следующим образом: Сей есть (Матфей, Лука) Иисус (Матфей, Иоанн) Назорей (Иоанн) Царь Иудейский (все). Иоанн свидетельствует также, что надпись эта была сделана на трех языках - еврейском, греческом и латыни. Иудеи сочли эту надпись оскорбительной для них, поскольку из нее следует, что царство Иисуса над ними как бы признано ими самими, тогда как они осудили Христа за то, что он сам утверждал, будто является их царем. Они потребовали у Пилата, чтобы тот дал другую "редакцию" этого "титула": "Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский" (Ин. 19:21). Однако прокуратор отказался это сделать, сказав: "Что я написал, то написал" (Ин. 19:22). В живописи Средневековья и Возрождения надпись эта приводится на латыни либо полностью: "lesus Nazarenus Rex ludareorum", либо в виде аббревиатуры: INRI. В живописи Контрреформации она воспроизводится, в соответствии со свидетельством Иоанна, на трех языках -латыни, еврейском и греческом. В таком виде эту надпись можно видеть на картинах Ван Эйка, Грюневальда, Альтдорфера, Рембрандта и других. Подножие Подножие, или перекладина для ног, которую можно видеть в ряде западных изображений распятого Христа, - изобретение художников Средневековья. До VI века о подножии нет упоминаний. Свидетельства более поздних авторов противоречивы. Первое определенное упоминание о нем встречается у Григория Туронского, жившего в VII веке, однако он не указывает источника своего утверждения и, противореча сам себе, добавляет, что на древних изображениях креста ноги Христа висят, а не стоят на подножии. В живописи эпохи Возрождения изображение подножия встречается реже (отдельные примеры: Дуччо, Фуке, Андреа дель Кастаньо, Перуджино). КОМПО3ИЦИЯ В композиционном плане фигура распятия побуждала художников к такой трактовке темы, при которой господствовало симметричное расположение персонажей и отдельных эпизодов в этой сцене. Особенно это характерно для памятников средневекового искусства (Пэхльский алтарь; неизвестный чешский мастер). Когда же Распятие превращается в многофигурную композицию, как это было в живописи Возрождения, то становится традиционным по правую руку Христа помещать праведников, а по левую - грешников. Именно так по сторонам Христа устанавливаются кресты с разбойниками - раскаявшимися и нераскаявшимися; так же стоят и аллегорические фигуры церкви (по правую руку Христа) и синагоги (по левую руку); по "хорошую" сторону от Христа стоят Дева Мария и другие святые жены. Два разбойника О двух разбойниках, распятых вместе с Христом, с большими или меньшими подробностями говорят все четыре евангелиста. Их имена - Гестас и Дисмас - сообщаются в Евангелии Никодима (глава 9). Один из разбойников, Дисмас, по свидетельству Луки (и только Луки, который особенно подчеркивал все, что касалось раскаяния грешников), раскаялся. Уже первые христиане задавались вопросом, что заставило его в момент предельного унижения Христа, когда все от него отвернулись, признать в нем Спасителя? "Какою силою вразумлен ты, разбойник? Кто научил тебя поклоняться презираемому и вместе с тобою Распятому?" - вопрошал Кирилл Иерусалимский. "От какого наставления родилась сия вера? Какое учение произвело ее? Какой проповедник возбудил оную в сердце?" - задавался вопросами святой Лев. "У него (разбойника. - A.M.) оставались только сердце и уста свободны; и он принес Богу в дар все, что имел: сердцем уверовал в правду, а устами исповедовал во спасение" (Кирилл Иерусалимский. Те художники, которые брали за основу рассказ Луки, стремились как можно ярче передать различие в душевном состоянии разбойников: раскаявшегося непременно изображали по правую руку Христа, на его лице умиротворение; нераскаявшийся всегда по левую руку Спасителя, и его лицо обезображено мукой физического страдания. В искусстве раннего итальянского Возрождения разбойники изображались, как и Христос, пригвожденными к своим крестам. При этой одинаковой форме казни Христос выделяется, во-первых, своим центральным положением, во-вторых, тем, что его крест было принято изображать большим по размеру. Но дабы сделать еще более наглядным отличие разбойников от Христа, поздние мастера стали изображать разбойников не прибитыми гвоздями к крестам, а привязанными. Более того, разбойников порой изображали не на крестах, а на каком-нибудь засохшем стволе дерева, иногда с завязанными глазами. Этим они тоже противопоставлялись Христу, отвергшему все предложения облегчить его страдания на кресте. Рассказ Иоанна о том, что пришли воины и, чтобы ускорить смерть осужденных, перебили им ноги (Иисус избежал этой участи, поскольку к этому моменту уже испустил дух), нашел отражение в живописи. Особенно часто этот эпизод изображался в немецком искусстве, его мы видим и в картине Вёнзама "Распятие Христа". Имена разбойников (по Евангелию Никодима) порой можно видеть написанными на их крестах. Нередко старые мастера, особенно художники Раннего Возрождения, изображали ангелов и демонов, которые уносят души соответственно раскаявшегося и нераскаявшегося разбойников. Душа, согласно старинному поверью, отлетает от умершего через рот.

Источник: http://www.maykapar.ru/
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 354