Главная » Статьи » Искусство | [ Добавить статью ] |
О музыкальной эрудиции Рафаэля часть 2
Итак, целый ряд деталей в цикле фресок "Станца делла Сеньятура" - одних более, других менее важных - можно собрать с целью проанализировать идеи Рафаэля о музыке. На первой по времени фреске, "Диспут о таинстве причастия" (1509), среди других изображен царь Давид, держащий в руках свой атрибут - псалтериум. Этот инструмент ко времени Рафаэля совершенно вышел из употребления, и художнику наверняка требовалась консультация для его изображения. Мы видим псалтирь очень архаичного типа. Гораздо более поздний по времени псалтериум изобразил Ганс Мемлинг в своих "Музицирующих ангелах" алтаря в Генте.
Несколько большее значение для нашей темы имеет "Афинская школа". Здесь среди многочисленных персонажей на переднем плане мы видим Пифагора, перед которым скрижаль. На ней различим рисунок в виде диаграммы, образованной четырьмя струнами античной лиры, должным образом соединенными и пронумерованными римскими цифрами VI, VIII, IX и XII. Соотношение длины этих струн выражает пифагорейскую теорию музыкальных интервалов: октавы (6:12=1:2), квинты (6:9=8:12=2:3), кварты (6:8=9:12=3:4) и секунды (8:9). Интервалы обозначены здесь их греческими названиями: диапазон (октава), диапенте (квинта), диатессарон (кварта) и эпоглон (секунда). Под этой диаграммой изображено так называемое совершенное пифагорейское число - X, как сумма первых четырех чисел, имеющих пропорцию всех основных музыкальных консонансов - октавы, квинты и кварты (1:2:3:4).
Итак, эта диаграмма является безусловным доказательством знакомства Рафаэля с основами античной музыкальной теории. Он должен был знать ее и как архитектор. Вообще эти знания были очень широко распространены, и обладание ими, вполне естественное по тем временам, не может ставиться в особую заслугу и приниматься в качестве веского доказательства в пользу особой музыкальной образованности. Иное дело "Парнас" - фреска, которую мы проанализируем в следующей статье.
Кто есть кто на "Парнасе" Рафаэля
Первое, что необходимо объяснить, когда речь заходит о многофигурной композиции, - кто здесь изображен. В данном случае перечень фигур выглядит следующим образом (краткий комментарий по поводу изображенных персонажей поможет понять смысл именно той их группировки, которую избрал Рафаэль).
1. Сапфо (VII - VI века до н.э.) - древнегреческая поэтесса. Жила на острове Лесбос (Малая Азия). Стояла во главе кружка знатных девушек, которых обучала музыке, слаганию песен и пляскам. В центре ее лирики - темы любви, нежного общения подруг, девичьей красоты. Стих Сапфо отличается метрическим разнообразием, выделяется строфа, по имени Сапфо названная "сапфической". В области музыки Сапфо во времена Рафаэля приписывалось - безосновательно - изобретение плектра (пластинки или кольцо с "когтем", надеваемое на палец; с помощью плектра защепляют струны и тремолируют на плекторных музыкальных инструментах), а также миксолидийской гаммы.
2. Алкей (VII - VI века до н.э.) - древнегреческий поэт. Как и Сапфо, происходит с острова Лесбос. Был еще мальчиком, когда его братья в союзе с митиленским политическим деятелем Питтаком свергли местного тирана Меланхра, Когда же Питтак сам пришел к власти, Алкей занял по отношению к нему резко враждебную позицию, в результате чего был вынужден удалиться в изгнание. Был вместе с Сапфо представителем эолийского мелоса (лирической песни). Среди поэтических творений Алкея также бравурные военные песни (стасиотика), застольные песни (сколия) для аристократических пиршеств мужчин, любовные песни и гимны в честь богов.
3. Коринна (VI - V века до н.э.; по другим данным ок. 200 до н.э.) - древнегреческая поэтесса из Танагры (Беотия). В основе произведений лежат сказания о родной Беотии; при этом поэтесса пользовалась своим родным беотийским диалектом. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.
4. Петрарка, Франческо (1304 - 1374) - итальянский поэт. "Канцоньере" ("Книга песен") - сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры, образец лирического самовыражения, проникнутого противоречием между аскетическим средневековым и новым гуманистическим мироощущением, пониманием любви как реального земного чувства, неотъемлемой ценности человеческой жизни. Кроме этого, он написал поэмы "Африка" (1339 - 1342, на латинском языке) о 2-й Пунической войне, и "Буколики" (1346 - 1357), а также автобиографическую прозу - "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру" (1342 - 1343), "Письмо к потомкам" (1374). Он был признан одним из самых великих ученых своего времени. 8 апреля 1341 (на Пасху) Петрарка был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. В следующем году он завершает первую редакцию "Канцоньере", названную "Триумф любви", и указывает свое авторство, как "Лавровенчанного Поэта (sic!) Франциска Петрарки". Так он изображен на "Парнасе".
5. Анакреонт (Анакреон) (ок. 582 - ок. 485 до н.э.) - древнегреческий поэт-лирик, "певец любви", наиболее значительный автор (после Архилоха), писавший на ионическом диалекте. Его поэзия сохранилась лишь во фрагментах. Ее мотивы - сознательно культивируемое наслаждение чувственными радостями жизни (в духе изящного эротизма), а эмоциональный фон - тяготы старости и предчувствие смерти. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности (Carmina Anacreontea), Возрождения и Просвещения (в России образцы анакреонтической поэзии - у Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, А. Н. Майкова, Л. А. Мея).
6. Безымянный юноша.
7. Данте Алигьери (1265 - 1321) - самый великий поэт Италии, а также одна из выдающихся фигур в западноевропейской литературе. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы, первоначально называвшейся "Комедией", а, позже названной "Божественная комедия". Это гениальное творение средневековой литературы - глубокое христианское видение преходящей и вечной судьбы человека. На субъективном и личном уровне поэма отразила жизненный опыт самого Данте, изгнанного из его родного города, Флоренции. В символическом аспекте она являет собой аллегорию: Данте описывает Ад, Чистилище и Рай, как они предстают в его воображении. Поэма поражает ученостью, осведомленностью Данте во всех аспектах человеческого знания и теологии, изобретательностью языка и образов. Избрав для поэмы итальянский, а не традиционный в то время латинский, язык, Данте самым решительным образом повлиял на ход развития своего родного языка, который в течение нескольких столетий истории Западной Европы являлся ее основным литературным языком. Помимо поэтических творений, Данте написал ряд важных теоретических трактатов по широкому кругу вопросов - от риторики до моральной философии и политической мысли. Он был необычайно эрудирован в области классического (античного) наследия, широко использовал в своих трудах таких писателей, как Вергилий, Цицерон, и Боэций. Поразительно сколь широко для мирянина он использовал современную ему схоластическую философию и богословские труды. Его исследования и личная причастность к жарким политическим спорам привели его к сочинению "Монархии", одного из главных трактов средневековой политической философии.
8. Гомер (ок. 800 до н. э.) - древнегреческий эпический поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство "Илиады" и "Одиссеи". Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. За честь называться родиной Гомера спорили, по преданию, семь городов. Полуфантастический образ Гомера породил в науке так называемый гомеровский вопрос, из проблемы авторства выросший до совокупности проблем происхождения и развития древнегреческого эпоса (в том числе соотношения в нем фольклора и собственно литературного творчества).
9. Вергилий (Публий Вергилий Марон) (70 - 19 до н. э.), римский поэт. Его сборник "Буколики" ("Пастушеские песни") рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. В поэме "Георгики" ("Поэма о земледелии") - осмысление тягостного крестьянского труда как необходимого звена мироздания. Героический эпос "Энеида" о странствиях троянца Энея (римская параллель древнегреческому эпосу) - вершина римской классической поэзии; прославляет историческую миссию Рима; трагизм судьбы (направляемой неведомым провидением) и самоотречения умеряется верой в верховный смысл истории и мирового закона.
10. Неизвестная фигура.
Источник: http://www.maykapar.ru | |
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011) | |
Просмотров: 246 |