Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Освальд Шпенглер: Суждения о музыке
Немного найдется философско-эстетических, культурологических трудов, которые сыграли бы такую роль в развитии интеллектуальной жизни XX века, как "Закат Европы" О. Шпенглера. Мысли швейцарского философа об исторических судьбах культуры человечества произвели огромное впечатление, вызвали значительный общественный резонанс. К сожалению, на протяжении более шести десятилетий труды О. Шпенглера были практически неизвестны в нашей стране. Они были авторитарно оценены как идейно-порочные. Не снимая вопроса о противоречивости отдельных компонентов философской концепции О. Шпенглера, мы хотим подчеркнуть важную роль, которую играют в ней моменты истории и теории искусства, в частности, музыки. Полагаем, что непосредственное знакомство с музыкальной эстетикой одного из самых видных мыслителей текущего столетия вызовет бесспорный интерес наших читателей. В последние годы со всей очевидностью наметился новый подъем интереса к философско-эстетической теории Освальда Шпенглера. Теоретическое наследие Шпенглера подвергается теперь более тщательному анализу, дается более объективная характеристика как того спорного, что имеется в его учении, так и положительного, что, несомненно, также содержится в его работах и в первую очередь в главном философском трактате "Закат Европы". Создавался "Закат Европы" в годы, предшествовавшие первой мировой войне. Разразившаяся катастрофа не позволила тогда же опубликовать книгу, и первый ее том вышел только в 1918 году, второй появляется спустя четыре года. Уже первый том "Заката" принес Шпенглеру необычайную популярность. Один из первых, причем весьма строгих, критиков Шпенглера базельский профессор Карл Иоель закончил свой анализ этого труда такими словами: "И все же я повторяю: эта богатейшая книга необходима для самопознания нашей эпохи, и помимо того, его (Шпенглера - А. М.) души культур являются открытиями, дающими плодотворнейшие толчки мысли". В чем же суть концепции Шпенглера? И что это за "души культур", о которых говорит базельский профессор? Концепция Шпенглера одновременно и проста, и сложна. Проста - потому что стержневая ее идея может быть сформулирована очень кратко: не существует единой истории человечества, есть несколько культурно-исторических типов, прошедших каждый свой цикл развития и завершившихся, то есть закончивших свое существование в качестве живых организмов, имеющих свою душу. Всего по Шпенглеру было восемь культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, "аполлоновская" (греко-римская), "магическая" (византийско-арабская), культура народов майя - все они завершились, и "фаустовская" (западноевропейская), находящаяся на заключительном этапе своего существования. Различие этих культур, как считает Шпенглер, является не внешним, а, напротив, касается самых глубинных психических и психологических процессов и переживаний людей, в частности, в первую очередь, их восприятия и понимания таких категорий, как пространство и время. Ни ассимиляция, ни даже простое уразумение идей и представлений одного культурно-исторического типа невозможно, считает Шпенглер, человеком другого типа. Культуры эти герметически замкнуты. В своем развитии они прошли этапы, которыми характеризуется жизнь отдельного человека, а именно - рождение, созревание, возмужание, расцвет, увядание и смерть. Период умирания каждой культуры является ее цивилизацией, и "фаустовская", то есть западноевропейская, как раз и находится в настоящее время на этой стадии. Сложность же теории Шпенглера в том, что строится она не дедуктивным способом, а на основе формулирования философом "культурологических прафеноменов" (или первофеноменов, как он их называет), которые, по меткому наблюдению С. Аверинцева, "могут быть в разной степени убедительными и меткими, но только не "доказуемыми" <...> Для схватывания внутренней формы культур Шпенглер требует специфической формы знания, не тождественной с научным знанием. Речь идет о "физиогномическом такте", об артистической уверенности глаза". Причин популярности "Заката Европы" было много. Одна из них - великолепные литературные качества шпенглеровского изложения. "Осуществилось, - писал Томас Манн в статье "Об учении Освальда Шпенглера", - то слияние критической и поэтической сферы, которое начали еще наши романтики и мощно стимулировала философская лирика Ницше; процесс этот стирает границу между наукой и искусством, вливает живую, пульсирующую кровь в отвлеченную мысль, одухотворяет пластический образ и создает тот тип книги, который, если не ошибаюсь, занял теперь господствующее положение и может быть назван "интеллектуальным романом". К этому типу <...> безусловно можно причислить шпенглеровский "Закат", благодаря уже таким его свойствам, как блеск литературного изложения и интуитивно рапсодический стиль культурно-исторических характеристик". Заметим, кстати, что эта высокая оценка дана человеком, отнюдь не разделяющим основную концепцию этой книги. "Закат Европы" - это в сущности вариации на одну главную тему - выявление и оформление в понятия или образы первооснов культурно-исторических типов. Наиболее последовательно Шпенглер производит сопоставление античной и западноевропейской культур. "Я буду называть, - пишет он, - душу античной культуры, избравшую чувственно-наличное отдельное тело за идеальный тип протяженности, аполлоновской. Со времени Ницше это обозначение стало для всех понятным. Ей противопоставляю я фаустовскую душу, пра-символом которой является чистое беспредельное пространство. <...> Аполлоновским является изваяние нагого человека, фаустовским - искусство фуги". Надо сказать, что исследователей и критиков Шпенглера прежде всего занимала проблема философии истории. Вопросы эстетики отходили у них на задний план, а то, что интересует нас в первую очередь - музыка в системе воззрений Шпенглера - и вовсе игнорировалось. Между тем, четвертая глава "Заката" в значительной мере посвящена именно ей. Она так и называется "Музыка и пластика". Лейтмотивом в ней проходит и обогащается все новыми "вариациями" сформулированное выше противопоставление аполлоновского и фаустовского искусств. Характеристики, даваемые Шпенглером музыкальным стилям и направлениям, представляются необычайно интересными - тонкими и меткими, хотя сделаны они, так сказать, "с высоты птичьего полета". Вот некоторые тезисы этой главы, как сформулировал их сам Шпенглер. I. Изобразительные искусства Невозможность разделения искусства по стационарным техническим принципам. Музыка- изобразительное искусство. Выбор среди возможных внутри культуры искусств. Тенденция всех античных искусств в круглой пластике (650 - 350 гг.) Связь с эвклидовой геометрией. Фресковая живопись как первая ступень. Между 1500 - 1800 гг. соответствующее развитие инструментальной музыки. Контрапункт и анализ: победа музыки над живописью и архитектурой. Рококо. Характер Ренессанса как антиготического (антимузыкального) движения. II. Изображение нагого тела и портрет В каждой культуре существует группа больших искусств. В фаустовской - инструментальная музыка, в аполлоновской - пластическое изображение нагого тела как средоточие их. Одновременность развития; идентичная длительность. Понятие импрессионизма: физиогномика мазка кисти. Параллели китайскому искусству: парк, музыка. Конец западной живописи. Конец фаустовской музыки, Тристан Байрейт и Пергам: конец античной скульптуры. - Невозможность продолжения органического развития. Формулировки и идеи, намеченные в этом кратком конспекте, столь необычны и интригующи, что требуют расшифровки и пояснений, а в каких-то случаях и оспаривания. Уже эти тезисы отчетливо обнаруживают главные направления интереса философа. Здесь Шпенглер пытается нарисовать "портреты" нескольких культур - античной и западноевропейской, главным образом. Итак, присмотримся к некоторым "музыкальным чертам этих "портретов". "Музыка - изобразительное искусство". Смелая и действительно необычная сентенция! На первый взгляд может показаться, что речь пойдет о той музыке, которую мы называем программной, и тут же на память приходят примеры музыки звукоизобразительной: "Битва Давида и Голиафа" - программная соната И. Кунау, "Страдания королевы Франции" Я. Дусика, "Карнавал" Шумана, "Картинки с выставки" Мусоргского, "Полет шмеля" Н. А. Римского-Корсакова и многое-многое другое. У Шпенглера речь о другом. "Мирочувствование высших людей, - говорит философ, - находит свое символическое выражение <...> полнее всего в изобразительных искусствах, количество которых бесконечно. К ним относится и музыка. <...> Искусства для глаза и для уха - этим еще ничего не сказано. Только XIX столетие могло так переоценить значение физиологических условий выражения, восприятия и посредничества. Картины Лоррена и Ватто в подлинном смысле слова так же мало направлены к телесному глазу, как музыка Баха к телесному уху. <...> В музыке Моцарта, Бетховена, Вагнера за чувственными впечатлениями мы переживаем целый мир иных, в которых только и проявляется вся полнота и глубина произведения и о которых только и можно говорить иносказательно - так как гармония чарует нас светлыми, коричневыми, темными, золотыми красками, сумерками, вершинами далеких гор, грозой, весенними ландшафтами, потонувшими городами и странными ликами. Не случайно Бетховен писал свои последние произведения будучи глухим. Его глухота развязала последние узы его гения. Для этой музыки зрение и слух в равной мере суть только мост к душе, не больше". Этот возвышенный строй восприятия музыки не может не импонировать каждому, кто глубоко чувствует ее. И когда, например, Л. Бернстайн в "Откровенном разговоре в Скалистых горах" иронизирует над своим собеседником - Поэтом, изрекшим, что вид этих гор - это "чистый Бетховен", то, как потом оказывается, он иронизирует не столько над возвышенным отношением к музыке, сколько над слишком расхожей метафорой ("На земле, как известно, тысячи гор: по крайней мере по сотне на каждого великого композитора. Так почему каждая гора каждому поэту напоминает Людвига ван Бетховена?"). Но вернемся к Шпенглеру. Его тезис о том, что музыка - это изобразительное искусство оказал прямо-таки гипнотическое воздействие на многих эстетиков 20-х годов. Однако контраргументы выдвинули теоретики-систематики, указавшие на то, что Шпенглер в данном случае неоправданно смешивает понятия стиля искусства (барокко, классицизм и т. д.) и вида (пространственные - живопись, и временные - музыка). Наивно, однако, было бы полагать, что сам Шпенглер не осознавал этого различия. Он пишет: "Педантичность систематиков и поверхностная потребность удобного распределения материала больше всего вредила успеху художественно-философских исследований. Всегда в первую голову старались по самым внешним признакам художественных средств разделить бесконечную область искусства на мнимо неподвижные виды искусств - с неизменяющимися принципами формы. Разделяли музыку и живопись, музыку и драму, живопись и пластику, потом давали определение "живопись", "пластика", "трагедия". Но осязаемый результат технических способов выражения не что иное как маска самого произведения. <...> Масляная живопись и инструментальная музыка, начиная с 1720 года, почти идентичны по внутреннему образу, по чувству формы. Ватто принадлежит к сфере Куперена и Ф. Э. Баха и не имеет ничего общего с Рафаэлем". Здесь мы вплотную подошли к другой основополагающей идее Шпенглера - концепции морфологии искусства. И поскольку, по Шпенглеру, имелось несколько культур - "организмов", то помимо аналогического сходства (например, музыки Куперема и картин Ватто) имелось сходство гомологическое. Иными словами, сходство функций. Так, ту роль, которую в аполлоновской культуре играла скульптура, в фаустовской играет музыка. Они, по Шпенглеру, гомологичны. Музыка примерно трехсотлетнего периода (1500 - 1800 годы} занимает в западной культуре то же место и имеет то же значение, что античная пластика в аполлоновской культуре трех столетий - 650 - 350 годов до н. э. Оставим в стороне идею Шпенглера о том, что каждый из определенных им культурно-исторических типов существовал приблизительно одну тысячу лет, и коль возраст их был одинаков, то и этапы их развития охватывали тоже равные отрезки времени. Эта теория вызвала множество возражений и справедливую критику. Остановимся однако на том, что Шпенглер говорит именно о музыке: - В это время (то есть между 1500 - 1800 годами. -А. М.), соответственно все усиливающемуся проникновению в сознание стремления к пространственной трансцендентности, полифоническая инструментальная музыка развивается до положения господствующего искусства. <...> В фаустовской культуре от корней пра-душевных возможностей возникает, как нечто совершенно новое, контрапунктическая инструментальная музыка - искусство чистое, самобытное, затеняющее все соседние искусства и с возрастающей силой растворяющее в себе все другие. В истории найдется мало феноменов, обладающих столь поразительной прозрачностью, как развитие западной музыки".

Источник: http://www.maykapar.ru/
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 389