Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Рембрандт и музыка часть 3
Более тридцати лет отделяют эту картину от «Музицирующего общества». В течение всех этих лет Рембрандт, по-видимому, не обращался к этому сюжету, и конечно, предположение о том, что ранняя картина могла быть чем-то вроде подготовительной стадии для поздней, может быть сочтено натяжкой. Тем не менее вполне возможно, что зрелый мастер вспомнил себя того возраста, в каком Давид музицировал для Саула. Не только молодой Давид и его музыкальный инструмент были позаимствованы у ранней картины, но и тюрбан виолиста - на сей раз он украшает голову Саула. И если в ранней картине мы не могли объяснить восточный облик этого мужчины, то не потому ли, что не догадались тогда посмотреть на него как на прообраз будущего Саула? В этой поздней картине Рембрандт предстает непревзойденным мастером психологического портрета: мы ясно осознаем те душевные терзания, которые мучают Саула с того момента, как от него «отступил Дух Господень». В ранней картине, несмотря на ее возможное (мы не навязываем эту точку зрения) символическое содержание, психологической глубины поздней картины нет. Еще одна картина, связанная с музыкой, — портрет музыканта, считающийся портретом Генриха Шютца, знаменитого композитора, «отца немецкой музыки». В 1631 г., когда Рембрандт уже стал хорошо известен и его мастерская в Лейдене процветала, он переехал в Амстердам. У него было много заказов на портреты и религиозные сюжеты. Так случилось, что в это время, точнее в 1633 г., в Амстердам прибыл знаменитый немецкий композитор Генрих Шютц. Он направлялся из Германии в Данию ко двору короля Кристиана IV, короля Дании и Норвегии, того самого, замок которого - Кронберг в Эльсиноре - Шекспир выбрал местом действия для своего «Гамлета» (замок, кстати, выполнен в голландском стиле ренессанс). В Германии в разгаре была война, названная впоследствии Тридцатилетней, дела в Дрезденской придворной капелле, где служил Шютц, обстояли весьма плачевно, что и побудило его искать для себя новое место. Путь Шютца в Данию лежал через Голландию, и этим мы обязаны появлению портрета кисти Рембрандта, поскольку, вероятнее всего, именно здесь, в Амстердаме, встретились два великих мастера XVII в. «Портрет музыканта» - под таким названием известна эта картина — написан Рембрандтом в 1633 г., как раз в год переезда Шютца в Данию. Название картины, как вы видите, не определяет того, кто на ней изображен, однако то, что это Шютц, не вызывает сомнения ввиду сходства изображенного с другими дошедшими до нас портретами композитора. Совпадение даты создания портрета со временем приезда композитора в Амстердам тоже одно из доказательств: встреча этих двух художественных личностей должна была стать важным событием. С портрета на нас смотрит человек, приближающийся к пятидесятилетнему возрасту, находящийся на вершине развития своих духовных и физических сил. Умное, значительное лицо, безусловно, представляло для художника интерес. Нотный листок в левой руке, сложенный в трубочку, говорит о том, что перед нами музыкант. Привлекает внимание одна деталь: музыкант держит листок так, как никто его естественным образом держать не будет, — мизинец очень неудобно подогнут за трубочку весьма плотной тогдашней бумаги. Что это, манерность? Вряд ли. Кроме этой детали, портрет во всем воплощенная естественность и изящество. Да и у такого художника, как Рембрандт, случайностей быть не может. В чем же дело? Это, бесспорно, способ привлечь внимание зрителя к перстню на мизинце: золотое колечко с камнем было очень дорого для Шютца — его подарил своему любимому ученику умирающий Джованни Габриели, у которого Шютц в молодости учился в Венеции. Александр МАЙКАПАР

Источник: http://www.maykapar.ru
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 324