Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Сандро Боттичелли. "Клевета" Апеллеса - заключение
Мантенья. “Клевета” Апеллеса. 2-я половина XV века. Лондон. Британский музей. Совершенно очевидно, что между картиной Боттичелли и рисунком Мантеньи существует глубокое родство. Впоследствии такое родство мы обнаружим у обоих этих произведений с рисунком Питера Брейгеля Старшего (см. ниже). Действие на рисунке Мантеньи разворачивается слева направо. Это позволило художнику в точности держаться описания Лукиана. У царя ослиные уши, но Подозрение и Невежество ничего в них не нашептывают, а предстают просто свитой царя. Клевета коварно-надменно выступает перед царем, держа в правой руке (как у Лукиана и сказано) зажженный факел. Правда, крайняя правая фигура, предстает здесь в одеждах, она, так же, как у Боттичелли, указывает перстом на небо, хотя здесь ее жест менее патетичный. Франчиабиджо. (Франческо ди Кристофано) (ок. 1482-1525). Его картина на этот сюжет находится в галереи Питти. Федерико Цуккари (1543 - 1609). В Лондоне в королевском замке Хамптон Корт хранится реплика (более свободное, чем копия, воспроизведение оригинала) с картины на сюжет «Клеветы» Апеллеса кисти этого мастера. Оригинал, написанный в сатирическом ключе, в свое время был причиной временного изгнания художника из Рима. Альбрехт Дюрер. В 1521 -1522 годы художник делал эскизы для росписей Нюрнбергской ратуши. Среди сюжетов, которые он отобрал для этой работы, была и «Клевета» Апеллеса. Сами фрески были выполнены другими художниками. Спустя почти сто лет они были реставрированы и до сих пор украшают Большой зал Ратуши. Питер Брейгель Старший. В 1959 году галерея Кольнаги представляла на аукционе Сотби рисунок Питера Брейгеля Старшего «”Клевета” Апеллеса» (1565). (Рисунок был приобретен Британским музеем за ?1,925). Этот рисунок необычайно интересен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, он демонстрирует безусловное знакомство с первым опытом иллюстрирования этого сюжета - картиной Боттичелли. Аллегорические фигуры почти все подписаны (по-латински) и их композиция схожа с той, что у Боттичелли. Во-вторых, художник вносит в композицию свои, типично брейгелевские, черты. При всей схожести с Боттичелли, имеющиеся у Брейгеля отличия тоже очевидны. Трактовка самого сюжета у Брейгеля менее драматичная, персонажи ведут себя не столь агрессивно. Царь демонстрирует большее достоинство, он меньше похож на Мидаса (уши у него большие, но не ослиные). Непосредственный взгляд на рисунок не дает основания считать царя здесь аллегорической фигурой Глупости. Сопровождающие его Подозрение и Невежество, хотя и расположены ближе всех к нему (как у Боттичелли), но уже ничего не нашептывают ему на ухо. Фигура Зависти явно мужская (хотя встречается противоположное утверждение), и вызывает в памяти образы «Кухни нищих», гравюры исполненной двумя годами ранее (1563). Если мы правы и фигура эта действительно мужская, то она вполне может считаться указанием на действительного хулителя Апеллеса, а не просто быть аллегорией. Клевета – в противоположность Лукиану и в соответствии с Боттичелли - держит факел в левой руке, а правой тащит за волосы мальчугана, который должен символизировать Невинность. Но видеть в мальчике оклеветанного Апеллеса (что резонно у Боттичелли) было бы в данном случае большой натяжкой. Коварство и Ложь никак не прихорашивают здесь Клевету, они просто устремлены в общем порыве к царю. Фигура Раскаяния, по-видимому, вполне может быть и такой, как здесь. Что же касается крайней левой на рисунке фигуры, которой должна быть, согласно Лукиану, Правда, то подпись под фигурой гласит: «Caritas», что значит Любовь или - в свете христианской доктрины – Милосердие. Это существенное отличие и от Лукиана и от Боттичелли. Петер-Пауль Рубенс. Известна гравюра по рисунку Рубенса с сюжетом «”Клевета” Апеллеса». Здесь Рубенс очень далеко отходит от трактовок своих предшественников. Вся сцена у него приобретает фантасмагорический характер, в особенности, фигура Зависти. Она предстает в образе получеловека-полузмеи. Переосмыслены также фигуры Клеветы и Невинности. Причем последняя «вобрала» в себя черты прошлых изображений Истины: это единственная обнаженная фигура, она, кажется, стремится избежать этого судилища. Между Клеветой и Невинностью на заднем плане видна, если применить здесь обсуждавшуюся выше иконографическую схему, фигура Лжи. Кадуцей в ее руке заставляет думать о Гермесе. Одно из значений Гермеса было быть олицетворением красноречия, что необходимо Клевете, чтобы ей поверили. Это одно из возможных объяснений его появления в этой трактовке сюжета. Кадуцею Гермеса слева соответствует копье в руке Афины Паллады справа. Она выполняет здесь функцию Правды - останавливает руку неправедного судьи (с ослиными ушами). Чрезвычайно любопытно, что эта фигура «перекочевала» на гравюру Рубенса с… картины Боттичелли, где мы ее уже видели и о ней говорили. * * * Картина Боттичелли полна скрытого смысла и аллюзий, раскрыть которые во всем их разнообразии еще предстоит. Нашей целью было показать, что эта картина, как, впрочем, и очень многие шедевры старых мастеров, может быть в буквальном смысле прочитана. Художник, безусловно, рассчитывал, что зритель поймет и услышит смысловые «обертоны» его творения. Труд, потраченный на уразумения смысла картины, вознаградится радостью более глубокого ее понимания.

Источник: http://www.maykapar.ru/
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 327