Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Искусство [ Добавить статью ]

Ванда Ландовска "О музыке"-О музыковедении
Обновление музыкальной выразительности, достигнутое романтизмом, принесло с собой прославление субъективизма и пренебрежение к истории искусства, то есть те зерна, из которых, конечно же, должно было произрасти невежество. В то время как в начале этого столетия замечательные музыковеды одаряли нас своими в ряде случаев потрясающими открытиями, виртуозы, игнорируя их, упорствовали в своей приверженности рутине. Недостаток любопытства ко всему, что касается истории их искусства, очень часто принимал агрессивный характер. Вот почему "реставрационные исследования", в которых каждый тонкий художник должен быть страстно заинтересован, вызывали у виртуозов лишь презрительную враждебность. С небрежностью, которая может быть объяснена только невежеством, они "аранжировали" шедевры, они играли клавессинные произведения на фортепиано, кларнете, контрабасе, фисгармонии; они переделывали их в "Ave Maria" и "Размышления" ("Мeditation"). Все находили это вполне естественным. Но в тот момент, как кто-то решился сыграть "Хорошо темперированный клавир" на клавесине, они закричали: "Позор!" Тем не менее упорные и усердные музыковеды продолжали свою замечательную работу. Постепенно стало ясно, что эпоха, давшая жизнь таким произведениям, как "Страсти по Матфею", Месса h-moll, "Самсон", "Ипполит и Арисия", должна была знать условия, которые, конечно же, были не хуже наших. Образованные художники поняли, что для того, чтобы судить об этой музыке, они в первую очередь должны основательно узнать эти условия, а для этого нельзя довольствоваться пособиями типа "Краткое руководство по искусству сквозь века" или "Ключ к старинной музыке с указаниями, как им пользоваться". Необходимость глубоко проникнуть, тщательно исследовать, изучить и таким способом постараться вдохнуть жизнь в неодушевленную партитуру стала очевидной. Сколько ушло времени на то, чтобы уразуметь, что в писаниях музыковедов, этих rats de biblioteque (книжных червей - франц.), часто больше пиетета, поэзии и любви к музыке, чем в самых экстравагантных пассажах и экстатических п1агаапсН многих новомодных виртуозов! Музыковедов часто порицали за то, что они не являют собой музыкантов. Это банальность. Истинный музыковед - настоящий музыкант. Заниматься историей музыки - это не значит дышать плесенью, корпеть над скучным и бесполезным делом. Недостаточно устраивать парад из дат, которые легко можно отыскать в любом справочнике, или подробно перечислять множество наград, врученных родственникам знаменитых музыкантов. Но ведь ремесленники и торговцы хламом существуют почти всюду, и в музыковедении, увы, в том числе. И среди музыковедов есть такие, которые не в состоянии произвести музыкальный анализ - тот, что я назвала бы живым. Часто их работы, притом весьма хорошие, не достигают, однако, того интимного контакта с музыкальной фразой, который высекает искры открытия. Зато когда к музыковедению обращаются умы живые, ясные, благородные, эта прекрасная и плодотворная наука становится путеводной звездой, она просвещает и укрепляет нас. Музыковедение, хотя и поздно родившееся, шло вперед гигантскими шагами. Сначала, правда, оно было догматическим. Никто не отваживался отойти от буквы документа. Мы были недостаточно гибки. Сейчас мне было бы трудно охарактеризовать по порядку каждое открытие, внесшее свой вклад в мое освобождение от этой негибкости. Все они прояснили значение документов, раскрыли жизненность музыки, сняв с нее саван, под которым она была погребена. Я работала одна. Я постоянно играла. Я аккомпанировала в "Страстях по? Матфею", выступала с певцами, знакомилась с концертами Карла Филиппа Эмануэля Баха и т. д. Постепенно забрезжил свет, и, не порывая с буквой документа, я начала понимать круговорот, в котором вращается старинная музыка.

Источник: http://www.maykapar.ru
Категория: Искусство | Добавил: vitalg (29.Янв.2011)
Просмотров: 236