Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Наука [ Добавить статью ]

Инструмент интеллекта часть 2
Наиболее плодотворным представляется решение проблемы оптимизации общения человека с ЭВМ на пути усиления возможностей друг друга. Проблема оптимизации особенно актуальна в условиях, когда возрастает сложность задач, связанных с научно-техническим и социальным прогрессом. Особо хотелось бы сказать об общей культуре людей, занимающихся информатикой, компьютерной техникой. Среди компонентов общей культуры большое значение имеет методологический и гносеологический анализ проблем и понятий. Нередко случается, что крупный ученый допускает элементарные методологические ошибки, на их основе вырастают и ошибки теоретические. Новые формирующиеся науки Кандидат технических наук Г. Поваров Наука XX века столкнулась с новым уровнем сложности, с необходимостью исследовать и создавать взаимодействие многих разнородных элементов. В ответ возник ряд широких, комплексных направлений, опирающихся на синтез и абстракцию. Они часто трактовались как новые науки, но, по существу, это проекты наук, своего рода протодисциплины. Их понятия не развиты, границы нечетки. Но они все в строительных лесах. Можно сказать, что они ищут себя и что это нелегкие поиски. Энтузиазм и критика сменяют друг друга, голос моды нарушает логику идей. Тем острее потребность в методологическом анализе и логическом упорядочении теории. Речь идет о таких значительных, но еще формирующихся направлениях, как кибернетика, системология, информатика. Они имеют разное происхождение, но в своем развитии переплетаются столь тесно, что их названия нередко воспринимаются как синонимы. В свое время Н. Винер определил кибернетику как общую науку об управлении и связи, но то была лишь свободно набросанная программа. Управление и связь были сведены к переработке и передаче информации. Н. Винер указал на проблемы самоорганизации и искусственного интеллекта как на высший предмет проектируемой науки. В дальнейшем кибернетика стала развиваться в сторону общей теории систем, и иногда ее прямо отождествляли с системологией. Общие исследования сложных систем ныне довольно явственно распадаются на три главных отдела. Первый из них – общая теория систем, системология, ее основная задача – поведение системы, взаимодействие со средой. Входные и выходные переменные в системе предполагаются произвольными, в технике этот переход соответствует классической автоматике. Затем идет общее учение об информации и ее преобразовании, иными словами, теория информационных систем. Всякая система может рассматриваться как информационная, но собственно информационный подход имеет свою специфику, свой особый аппарат. Это не только теория, касающаяся передачи данных, но и теория алгоритмов как основа методов переработки информации. Кстати, понятие алгоритма подвергалось расширению и теперь включает такие категории, как выбор и случай (недетерминированные, а лучше сказать, частично детерминированные алгоритмы). Наконец, теория целенаправленных систем. Она охватывает задачи самообучения, самоорганизации, искусственного интеллекта – глубоких, фундаментальных проблем, решение которых достанется, вероятно, грядущему веку. Эти исследования много обещают, но и требуют больших усилий и затрат. Можно сказать, что от сложного мы переходим к ультрасложному и что самоорганизующиеся искусственные системы – качественно новая техника будущего. Вклад психологической науки Доктор психологических наук О. Тихомиров Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации тесно связаны с проблемами психологическими. Так, например, представляет интерес воздействие вычислительной техники на формирование новых общностей (таких, например, как группа пользователей системы коллективного пользования ЭВМ), изменения в структуре научного коллектива, изменения в структуре традиционных ролевых функций и возникновение новых, изменение значения терминов, таких, скажем, как «поведение», «общение», «интеллект», «знание», «цель», «сознание» и «самосознание». Использование новейших информационных технологий приводит к существенным изменениям в психике, преобразует познавательные процессы, деятельность и общение человека, сознание и межличностные отношения. Эти изменения обычно включают как позитивные, так и негативные моменты, и сейчас нужен их конкретный анализ, так как массовая компьютеризация началась без проведения предварительного изучения ее психологических последствий. Компьютеризация – требование времени, она определяет многие общественные потребности. Важно обеспечить приоритет ее позитивных эффектов, что соответствует нашим социальным целям использования компьютеров, и психологическая наука может внести существенный вклад в решение этой задачи. Информация – информатика – информационная культура Доктор технических наук Г. Воробьев Вступление человечества в информационную эру означает, в частности, что большая часть населения будет работать в сфере производства информации и информационных услуг. Слово «информация» вышло из задворков словарей европейских языков и стало выражением философского понятия. Вслед за «информацией» получили распространение производные понятия: информационная система, информационная культура, информационный образ жизни, информационная этика, информационный работник и др. Многие научные дисциплины обзавелись направлениями с присоединением слова «информационный», появились информационная география, информационная медицина, информационная экономика, информационное право. Человек – информационная система, рассчитанная на обработку определенных объемов семантической (смысловой) информации в определенном режиме. Оптимизация этого режима обеспечивает здоровье работника и высокую производительность труда. Информационный образ жизни человека ближайшего будущего – вот чем должны заниматься вместе философы и специалисты по информатике. В области массовой коммуникации изучаются пути повышения эффективности источников информации, которая должна быть полезной, новой, полной, достоверной. Разрабатываются способы борьбы с дезинформацией, и а частности методы восстановления правдивой информации (реинформация). Революция, которую несут персональные компьютеры, меняет функции учреждений и образ жизни людей. Все это требует серьезного изучения природы и свойств информации, создания новых методов ее обработки и преобразования. Этим как раз должна заниматься наука, для которой более всего подходит название «информатика», а начинается она с философского рассмотрения феномена информации и изучения ее свойств. Многие, видимо, еще помнят обещания, что ЭВМ скоро будут переводить художественные тексты, сочинять стихи и музыкальные произведения не хуже первоклассных мастеров этого дела. Но машина не научилась переводить даже простые технические тексты, потому что существует то, что разделяет функции человека и машины. Машина, заменив человека в сферах рутинного умственного труда, все же все творческое оставляет нам. Информатика должна воочию показать, что общение «человек – человек» на человеческом (неформализованном) языке останется преимущественным видом общения, а общение «человек – машина» лишь дополнит его. Компьютеризация не подавляет, а раскрепощает личность, оставляя машине – машинное, а человеку – человеческое. Творческое мышление и компьютерная революция Доктор технических наук Д. Поспелов

Источник: http://www.izobretem.ru/
Категория: Наука | Добавил: vitalg (31.Янв.2011)
Просмотров: 305