Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Наука [ Добавить статью ]

Наукоемкую продукцию выпускать будет некому
6 июля в Нижнем Тагиле (Свердловская область) открывается очередная выставка вооружений и военной техники Russian Expo Arms*, призванная продемонстрировать новинки отечественного вооружения и военной техники. По данным оргкомитета выставки, на участие в ней заявились 230 предприятий из трех десятков регионов России, а также 20 компаний ближнего и дальнего зарубежья. По словам Валерия Руденко, генерального директора ФГУП «Нижнетагильский институт испытаний металлов» (на чьем полигоне традиционно разворачивается выставка), за период, прошедший с предыдущих выставок Russian Expo Arms (с 2000 года), их участники только из Свердловской области экспортировали спецпродукции на 1 млрд долларов. * Отчет о выставке будет опубликован в журнале «Эксперт – Урал» №27 от 19.07.04. Казалось бы, можно радоваться. Но в действительности поводов для эйфории немного. Несмотря на существенный рост гособоронзаказа (с 1996 года он увеличился почти в 7,5 раза до 150 млрд рублей), национальные вооруженные силы до сих пор живут военно-техническими заделами советской поры. Собственной армии предназначается лишь 17% общего объема продукции предприятий ОПК (на экспорт уходит более 37%). Так, в этом году министерство обороны заказало Уралвагонзаводу (Нижний Тагил) 14 танков Т-90С. А по трехлетнему контракту от 2001 года УВЗ поставил в Индию более 120 таких танков. Наученные горьким опытом выполненного, но не профинансированного гособоронзаказа директора-реалисты не рассчитывают на него в размере больше 25% от общего объема производства. Альтернатива – переход на выпуск гражданской продукции, конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на международных рынках. Но удается это единицам. Предметы гордости Принято считать, что оборонно-промышленный комплекс – это локомотив инновационного строительства в национальной экономике. Эта привычка выработана в советскую эпоху, когда ОПК, окончательно сложившийся и выделившийся из остальной структуры экономики, концентрировал половину промышленного производства. Потребляя до 13% ВВП, оборонка формировала его на треть. На ОПК как на источник важнейшего геополитического преимущества СССР работала вся система профтехподготовки, вузов, Академии наук, закрытых и полузакрытых техноградов. Оборонные предприятия были укомплектованы высокоразрядными рабочими кадрами, современным по тем временам оборудованием, обеспечены ведущими научно-техническими разработками. Само собой разумеется, недостатка в гособоронзаказе не было. В результате реализованные прежде всего в интересах обороноспособности страны атомный и ракетно-космический проекты оказались революционными инновациями мирового масштаба, до сей поры нашим «выставочным стендом». По объемам экспорта вооружений Россия и сегодня занимает второе место после США (выручка за прошлый год – более 5 млрд долларов), что свидетельствует о конкурентоспособности российского вооружения. Достаточно вспомнить реализованные экспортные поставки на сотни миллионов долларов: нижнетагильских танков Т-90С – в Индию, БМП-2 Курганмашзавода – в Иран и Арабские Эмираты, авиационных двигателей Уфимского моторостроительного производственного объединения – в Индию и Китай (кроме того, в апреле объединение выиграло тендер на поставку двигателей АЛ55 индийским ВВС для оснащения учебно-тренировочного самолета HJT-36; цена вопроса – 200 млн долларов). Мы также можем отметить с пристрастием исследованные нами инновационно-активные оборонные предприятия Среднего Урала: Уральский оптико-механический завод, завод имени Калинина, НПО автоматики, Уральский приборостроительный завод. Их менеджмент в условиях сократившегося на порядок гособоронзаказа реструктурировал производство, приютив на своих площадях малые и средние инновационные предприятия; финансирует образовательный заказ уральским вузам, создает привлекательные социальные условия для молодых специалистов, поддерживая преемственность поколений рабочих и ИТР. Он неутомимо проводит маркетинговые изыскания, обеспечивая захват все новых, в том числе международных, рынков во всех частях света, в основном благодаря совместному с ведущими иностранными компаниями производству гражданской продукции (медицинской, геодезической, световой, спутниковой, для нужд нефтегазовой, железнодорожной, жилищно-коммунальной отраслей и т.д.), конкурентоспособной по новизне, удобству в эксплуатации, адаптированности к местным условиям, цене и предупредительности сервисного обслуживания. Не боги горшки обжигают: так, один из названных лидеров, Уральский оптико-механический, начинал с бартерных поставок теодолитов в обмен на китайский ширпотреб. Заложники обстоятельств Ущербность ситуации в том, что это – единичные примеры. В основной массе (что подтверждают результаты исследования, проведенного челябинской аудиторско-консалтинговой компанией «ТРАСТ-консалт», см. табл. 1) руководители оборонных предприятий исповедуют инерционные подходы, ожидая у моря погоды в виде государственного оборонного заказа. Они напоминают тот самый лежачий камень, под который вода – инвестиции, заказы – не течет. «Оборонная продукция никогда не имела свободного рынка, у работников никогда не было необходимости в овладении маркетингом и методами создания товаропроводящих сетей, финансовыми технологиями и другими рыночными инструментами, поскольку буквально все сферы деятельности предприятий ОПК всегда жестко управлялись и контролировались государством», – говорится в фундаментальном издании РАН «Механизмы технологического развития экономики России».

Источник: http://www.izobretem.ru/
Категория: Наука | Добавил: vitalg (31.Янв.2011)
Просмотров: 217