Главная » Статьи » Образование | [ Добавить статью ] |
Образование как задача общественной жизни; 2
Во-первых, языковая компетенция. Основные виды речи, словарный запас складываются в обыденном жизненном общении, которое осуществляется не как особое средство обучения, а как жизненная необходимость. Принято говорить, что ребёнок впитывает родной язык с молоком матери. И хотя приобретённые таким образом языковые умения могут быть подправлены или даже замещены в ходе формального обучения, всё же в моменты волнения усвоенные в школе обороты речи зачастую выпадают из памяти и люди возвращаются к своему действительно «родному» языку.
Во-вторых, привычки. Пример здесь, как известно, гораздо более успешен, чем наставление. Говорят, хорошие привычки — следствие хорошего воспитания, или, скорее, они и есть хорошее воспитание, а последнее приобретается вовсе не через знания о том, как нужно себя вести, но благодаря многократному выполнению привычных действий в ответ на привычные возбуждения.
Можно много говорить о пользе постоянных наставлений и напоминаний, но в конечном счёте основные движущие силы в выработке привычек — дух и атмосфера окружения. Хотя хорошие привычки вовсе не главные добродетели, но и по отношению к ним сознательное обучение, похоже, успешно лишь в той мере, в какой оно согласуется с общим «образом жизни» тех, кто составляет для ребёнка общественную среду.
В-третьих, хороший вкус и эстетическая оценка. Если глаз постоянно встречает гармоничные предметы, изящные по виду и приятно окрашенные, это способствует развитию хорошего вкуса. Безвкусная, кричащая, аляповатая среда так же портит вкус, как скудная, бедная среда не даёт пищи чувству прекрасного. В таких неблагоприятных условиях сознательное обучение едва ли может достичь большего, чем предоставить сведения из вторых рук о том, что об этом думают другие. Выработанный при этом вкус будет лишён и случайности и самобытности, он останется вымученным напоминанием об уроках тех, на кого человек приучён оглядываться.
Мысли на полях
Однако было бы недостаточно сказать, что наиболее глубокие ценностные суждения складываются обстановками, в которых человек привычно участвует, если при этом не указать — и это в-четвёртых— на объединение всего, о чём говорилось выше.
Мы редко отдаём себе отчёт в том, до какой степени наши сознательные оценки — как положительные, так и отрицательные — основаны на критериях, которые мы вовсе не осознаём. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, т. е. без вопросов и размышлений, как раз и направляет наше сознательное мышление и предопределяет наши выводы.
Привычки, лежащие за пределами осознания. — вот что сложилось в ходе непрерывного обмена сведениями во взаимодействии с другими.
Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодёжи, либо особо создаём для этих целей среду.
Однако было бы недостаточно сказать, что наиболее глубокие ценностные суждения создаются обстановками, в которых человек привычно участвует, если при этом не указать — и это в-четвёртых — на объединение всего о чём говорилось выше. Мы редко отдаём себе отчёт в том, до какой степени наши сознательные оценки — как положительные, так и отрицательные — основаны на критериях, которые мы вовсе не осознаём. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, т. е. без вопросов и размышлений, как раз и направляет наше сознательное мышление и предопределяет наши выводы. Привычки, лежащие за пределами осознания, — вот что сложилось в ходе непрерывного обмена сведениями во взаимодействии с другими.
Школа как особая среда
Как было сказано выше, образовательный процесс идёт самопроизвольно, поэтому есть только один способ, посредством которого взрослые могут сознательно управлять образованием юных, — управляя средой, направляющей их действия, а следовательно, мысли и чувства. Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды. Вопрос ставится так: либо мы позволяем стихийно складывающейся среде управлять образованием молодёжи, либо особо создаём для этих целей среду.
Любая среда стихийна, если она не создана с оглядкой на желаемый образовательный итог. Разумная семья отличается от неразумной главным образом тем, что жизненные обстановки и навыки общения этой семьёй создаются особо или по крайней мере выбираются с учётом того, какое влияние они могут оказать на развитие детей. А наиболее привычный пример среды, особо устроенной так, чтобы влиять на умственные и нравственные установки своих участников, представляет собой общеобразовательная школа.
Школы возникают, когда обычаи общества становятся настолько сложными, что значительная часть культурного багажа закрепляется в письменном виде при помощи соответствующих письменных знаков. Они более искусственны и условны, чем речевые; им нельзя научиться, просто общаясь с другими людьми. Кроме того, в письменном виде обычно хранятся сведения о вещах, сравнительно чуждых повседневной жизни. Письменность хранит достижения, накопленные человечеством за многие поколения, хотя некоторые наблюдения могут быть и временно не востребованы. Соответственно, когда сообществу требуется выйти за пределы земель и памяти ныне живущего поколения, ему приходится полагаться на посредничество школ, чтобы обеспечить соответствующий доступ ко всем своим запасам.
Источник: http://jorigami.narod.ru | |
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011) | |
Просмотров: 241 |