Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Образование как задача общественной жизни; 3
В качестве пояснения сошлёмся на простой пример: жизнь древних греков и римлян сильно повлияла на нашу соб­ственную, хотя это влияние и не проявляется на уровне по­вседневной жизни. Подобным образом люди, живущие теперь, но отделённые от нас пространственно, — англичане, немцы, итальянцы — имеют прямое отношение к жизни нашего обще­ства, но понять природу нашего взаимодействия с ними можно только после особого научного рассмотрения. Точно так же молодые люди не могут в ходе повседневного общения при­обрести представление о том, какую роль в жизни общества играют скрытые источники энергии или физические структуры, недоступные зрению. Так что для передачи такого рода све­дений вырабатывается особый способ общения - педагогиче­ское общение — и создаются соответствующие общественные учреждения — общеобразовательные школы. Эти учреждения имеют по сравнению с другими три до­вольно особенные задачи, которые необходимо рассмотреть. Прежде всего, всякая цивилизация слишком сложна, чтобы усваиваться целиком, in toto, её приходится осваивать посте­пенно, разбивая на доступные усвоению доли. В современной общественной жизни связи так многочисленны и сложно пере­плетены, что ребёнок даже при наиболее благоприятных усло­виях не способен участвовать хотя бы в наиболее важных из них, он просто не готов к этому. А без участия в этих отноше­ниях невозможно постичь их смысл, они не войдут в состав его личных умственных установок. За лесом он не увидит де­ревьев: деловая жизнь, политика, искусство, наука, вероиспо­ведание - все они будут требовать внимания одновременно, и в следствие получится сплошная неразбериха. Первая задача общественного учреждения, который называется школой, — создавать упрощённую среду. Школа отбирает те характеристики общественной среды, которые достаточно основательны и могут быть восприняты обучаемыми. Затем она устанавливает порядок следования восприятий, используя уже усвоенные сведения как средство для понимания более сложных вещей. Мысли на полях Первая задача обществен­ного учреждения, которое на­зывается школой, — создавать упрощённую среду. Школа от­бирает те характеристики об­щественной среды, которые достаточно основательны и могут быть восприняты обучаемыми... устанавливает порядок следования восприятий, ис­пользуя уже усвоенные сведения как средство для понимания более сложных вещей. Вторая задача школьной среды — защитить, насколько возможно, растущую личность от влияния неприемлемых черт существующей общественной среды. В школе устанавливается, так сказать, очищенная среда... Третья задача школы — восполнить нежелательное влияние общественной среды и обеспечить каждому человеку возможность преодолеть огра­ничения, которые налагает на него принадлежность по рождению к некоторой узкой группе, дать ему возможность живого соприкосновения с более широким окружением... ...Современное общество состоит из довольно многих обществ, более или менее тесно связанных между собой. Вторая задача школьной среды — защитить, насколько возможно, растущую личность от влияния неприемлемых черт существующей общественной среды. В школе устанавлива­ется, так сказать, очищенная среда т. е. отбор направлен не только на общее упрощение среды, но и на устранение её не­желательных черт. Любое общество постепенно загроможда­ется не только тем что не имеет познавательной ценности, буреломом прошлого, но и тем, что безусловно скверно. Долг школы — устранить такие черты из своей среды и тем самым в меру своих сил в целом ослабить их влияние. Отбирая для себя лучшее, школа тем самым борется за укрепление власти этого лучшего. Чем более просвещённым становится общество, тем лучше оно осознаёт свою ответственность за то, чтобы сохранять и передавать не все существующие обычаи, а лишь те, которые могут сделать его будущее лучше. Школа - главное средство общества для достижения этой цели. Третья задача школы — восполнить нежелательное влияние общественной среды и обеспечить каждому человеку возможность преодолеть ограничения, которые налагает на него принадлежность по рождению к некоторой узкой группе, дать ему возможность живого соприкосновения с более широким окружением. Слова «общество» и «община» отчасти вводят в заблуждение. Употребляя их, мы склонны думать, что каждому из них соответствует целостное объединение людей. На самом деле современное общество состоит из довольно многих обществ, более или менее тесно связанных между собой. Каждая семья с её дружескими связями создаёт своё собственное общество; содружество городских или деревен­ских парней — своё. Сообщества возникают в любом клубе, во всякой группе людей, занятых общим делом. Примером более крупных групп могут служить (в такой стране, как наша) объединения людей по расовой принадлежности и вероиспо­веданию, уровню достатка. Современный город, несмотря на его внешнее политическое единство, заключает в себе, возможно, больше сообществ и соответственно различных обычаев, неписаных законов, устремлений, видов правления и надзора, чем можно было бы насчитать на целом материке в более ранние времена. Мысли на полях Каждая такая группа оказывает образующее влияние на жизненные установки её чле­нов. Есть сообщества, члены которых почти не имеют непо­средственных соприкосновений друг с другом: художники, лите­ратурный и учёный мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определённому сообществу, поскольку имеет общие с ним цели и в своей деятельности направляется на созданное другими его членами. Школа сводит вместе мо­лодых людей, принадлежащих к разным расам и вероисповеда­ниям, имеющих непохожие обы­чаи, создавая для всех них но­вую, более широкую среду. Общее содержание образования приучает членов всех групп к единому взгляду, открывая для них более широкие горизонты, чем тот, который виден изнутри любой из них. Школа также призвана со­гласовывать в системе миро­восприятия каждого отдельного человека влияния различных сообществ, в которые он входит. Каждая такая группа оказывает образующее влияние на жизненные установки её членов. Содружество, клуб, банда, воровская шайка Фейджина (Фейджин - персонаж романа Ч. Диккенса «Оливер Твист»), заключённые в тюремной камере, - все эти сообщества создают образовательную среду для тех, кто входит в них, и оказывают не меньше влияния, чем церковь, профсоюзы, деловые напарники или политическая партия. Есть сообщества, члены которых почти не имеют непосредственных соприкосновений друг с другом: художники, литературный и учёный мир. Эти люди разбросаны по миру, но каждый из них принадлежит к определённому сообществу, поскольку имеет общие с ним цели и в своей деятельности направляется на созданное другими его членами. В прежние времена разнообразие групп было связано преимущественно с географическим обстоятельством: обществ было много, но каждое в пределах своих земель было сравнительно однородным. С развитием торговли, средств сообщений, обмена сведениями и людьми возникли страны (подобные нынешним Соединенным Штатам), объединившие различные группы людей с разными системами обычаев. Возможно, именно эта обстановка более чем что-либо другое усилила потребность в образовательном учреждении, которое создавало бы для подрастающего поколения относительно однородную и уравновешенную среду. Только таким путём можно было противодействовать центробежным силам, возни­кающим при соприкосновении различных групп внутри одной и той же политической единицы. Школа сводит вместе молодых людей, принадлежащих к разным расам и вероисповеданиям, имеющих непохожие обы­чаи, создавая для всех них новую, более широкую среду. Об­щее содержание образования приучает членов всех групп к единому взгляду, открывая для них более широкие горизонты, чем тот, который виден изнутри любой из них. Об успешности такого подхода, создающего уравновешенную общность, красноречиво свидетельствует усваивающая сила американ­ской государственной школы. Школа также призвана согласовывать в системе миро­восприятия каждого отдельного человека влияние различных сообществ, в которые он входит. Ведь в семье — одни нормы, на улице — другие, в цеху и в магазине — третьи, а в вероис­поведальной общине — четвёртые. Человек разрывается на части, каждая среда тянет его в свою сторону. Возникает действительная опасность начать мыслить и чувствовать по-разному, находясь в различных внешних условиях. Это возла­гает на школу задачи устойчивости и объединения. Мысли на полях Становление у юных членов общества взаимосвязанной совокупности взглядов и уста­новок, необходимых для про­должения и совершенствования жизни общества, невозможно обеспечить путём непосредст­венной передачи убеждений, чувств, знаний. Общественная среда за­ключает в себе все виды дея­тельности всех членов группы, от которых зависит выполнение деятельности каждого из них. По своему воздействию на членов группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой отдельные люди включены в общую деятельность. Самые глубокие и лично­стные образовательные влияния протекают без участия сознания в ходе постепенного включения юных членов сообщества в деятельность тех или иных групп, к которым они принадлежат. Однако по мере того как общество становится всё более сложным, возникает необходимость создавать особую общественную среду, которая особо предназначена для развития молодёжи. Подведём итог. Становление у юных членов общества взаимосвязанной совокупности взглядов и установок, необхо­димых для продолжения и совершенствования жизни общества, невозможно обеспечить путём непосредственной передачи убеждений, чувств, знаний. Такое становление всегда проис­ходит при посредничестве среды. Среда состоит из всей со­вокупности условий, важных для осуществления деятельности, характерной для данного живого существа. Общественная среда заключает в себе все виды деятельности всех членов группы, от которых зависит выполнение деятельности каждого из них. По своему воздействию на членов группы среда является подлинно образовательной в той мере, в какой от­дельные люди включены в общую деятельность. Участвуя в совместной деятельности, человек принимает и цель, ради которой она предпринята, знакомится с содержанием и спосо­бами выполнения этой деятельности, приобретает необходимые навыки и пропитывается её эмоциональным духом. Самые глубокие и личностные образовательные влияния протекают без участия сознания в ходе постепенного включения юных членов сообщества в деятельность тех или иных групп, к которым они принадлежат. Однако по мере того как общество становится всё более сложным, возникает необходимость создавать особую общественную среду, которая особо предназначена для развития молодёжи. Три важнейшие задачи этой особой среды таковы: • содействие становлению и развитию желательной сис­темы отношений к миру; • очищение и оптимизация положения дел, действительно существующего в обществе; • создание более широкой и уравновешенной среды, чем та, воздействию которой подвергались бы незрелые члены общества, будь они предоставлены самим себе.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 263