Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

От цифирной школы – к цифровой.
Сергей Кувшинов, директор Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ Сергей Сафронов, генеральный директор Лиги образования Мир постепенно "оцифровывается". О цифровом обществе говорят главы государств на международных саммитах и апробируют системы выборов через интернет. Для бизнеса вполне естественными стали виртуальные офисы. Дети не мыслят себя вне "цифры" - смартфонов с интерактивными сервисами, медиа высокого разрешения. Очевидно, что цифровые технологии уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Как отвечает на эти вызовы современная школа? Готова ли она стать "цифровой"? Новая "операционная" система Впервые о "цифровой школе" заговорили в прошлом году в Череповце Вологодской области*. Системный интегратор Polymedia с компаниями-партнерами - "Аквариус", "1С", "Кирилл и Мефодий" при поддержке городской администрации переоборудовали по индивидуальному проекту 37-ю школу, где состоялся конкурс "Учитель года-2007". А уже в октябре отдельные элементы "цифровой школы" были продемонстрированы Дмитрию Медведеву на Форуме лидеров приоритетного национального проекта "Образование" в Государственном Кремлевском дворце. Сегодня "Цифровая школа" - это проект Лиги образования, объединяющей общественные организации, коммерческие структуры и профессиональных консультантов. В его рамках обобщается опыт использования аудиовизуального оборудования, проводится апробация новейших решений с возможностью масштабирования, в зависимости от особенностей (размеров, финансового положения, педагогической концепции и т.д.) и потребностей конкретных образовательных учреждений. Уже начата разработка типовых моделей, формируется библиотека кейсов, создается система сертификации по типу ресторанных звезд "Мишлен". В качестве экспертов и консультантов проекта выступают представители ведущих компаний аудио-визуального направления, системные интеграторы, педагоги и руководители школ, достигших лучших результатов в области информатизации. Итогом этой большой работы, станет появление в России сети цифровых школ. 19 июня в Российском государственном гуманитарном университете состоится хайтек-шоу, посвященное вопросам цифрового образования, на которое приглашены ведущие производители аудиовизуального, компьютерного оборудования и специалисты в области информатизации образования. Диалог между производителями и потребителями - важная составляющая проекта, позволяющая снять предубеждение, что цифровая техника - это дорогие игрушки. Действительно, очень часто в образовательных учреждениях не используется и половины возможностей, которые заложили в "умные устройства" талантливые инженеры. Диалог продолжится на второй международной выставке INTEGRATED SYSTEMS RUSSIA 2008, которая пройдет в МВЦ "Крокус Экспо" с 30 октября по 1 ноября. "Цифровое образование" - так называется специализированная экспозиция, которую организатор выставки, компания "Мидэкспо", готовит совместно с компанией Integrated Systems Events и Лигой образования при поддержке Федерального агентства по образованию. На 200 квадратных метрах будет построен действующий прототип "цифрового образовательного учреждения". Цель проекта: внести вклад в развитие и реализацию Приоритетного национального проекта "Образование", а также презентовать новейшее оборудование и интеграционные решения для образовательных учреждений. Каждый посетитель выставки Integrated Systems Russia 2008 сможет совершить "образовательные экскурсии" по цифровым учебным аудиториям, медиатеке и даже спортзалу, посмотреть работу всего оборудования и решений в реальном времени. Портал к знаниям Структура экспозиции "Цифровое образование", проводимая в рамках Integrated Systems Russa, как и сама цифровая школа в целом, похожа на сеть и базируется на четырех узлах-центрах: "Информационный центр", "Центр управления", "Учебный центр", "Центр здоровья". Вокруг каждого узла - свое пространство, которое дополнит, а может и изменит традиционное функциональное назначение школьных помещений. "Информационный центр" включает в себя демонстрацию следующих модельных зон образовательного пространства: фойе, медиатека, медиа-студия. Фойе станет местом презентации школы для ее обитателей и гостей, прежде всего, родителей; улучшится навигация по зданию, каждая табличка на кабинете станет своеобразным информером. Стены также будут работать на образовательный процесс, благодаря цифровым рамкам Digital frame - постоянно сменяемой экспозиции, где могут быть представлены как выставки профессиональных работ, так и творческие работы учащихся. Использование учениками индивидуальных смарт-карт позволит осуществлять контроль посещаемости. Цифровой паспорт станет ключом, открывающим персональный шкафчик для учащихся школы, электронным платежным средством, которым можно оплачивать питание, абонементом для библиотеки. Библиотека при этом будет не просто медиатекой - пространством для работы со всеми видами информации, но и зоной интеллектуальной релаксации и поиска творческого вдохновения. Медиа-студия объединит функции всех школьных СМИ, где главным станет корпоративный портал со всеми сервисами социальной сети, а также внутреннее телевидение и радио. "Центр управления" продемонстрирует новейшие модельные зоны учительской, системного администратора, кабинета руководителя. Учительская станет местом коллективного обсуждения, проведения интегрированных педсоветов с коллегами из других школ. Благодаря интеллектуальным технологиям типа "умный дом" школа будет легко управляться небольшой мобильной администрацией. Цифровое сердце школы - сервер, на котором будут собраны все образовательные ресурсы, в том числе создаваемые поколениями педагогов конкретного учреждения. Системный администратор станет "властелином" цифровой техники, в том числе современной телефонной станции, позволяющей проводить телеконфереции и общаться при помощи интернет-телефонии с зарубежными коллегами, терминала для приема цифрового телевидения. Кабинет руководителя превратится в настоящий персональный ситуационный центр, позволяющий анализировать ход учебного процесса. Главная зона экспозиции "Цифрового образование" - "Учебный центр", здесь оборудование должно раскрывать творческий потенциал педагога, делать процесс обучения ярким, интересным, открывать новые жанры передачи информации, давать детям необходимый в цифровой век импульс к самообразованию. "Учебный центр" продемонстрирует кабинеты различной направленности: естественных наук (физика, химия, биология, астрономия), филологии, творчества (изобразительное искусство, музыка, технология), актовый зал, учительская. Комбинации возможностей интерактивных досок, интерактивные стены, показ реальных трехмерных объектов, новое качество звука, - все это современный арсенал в борьбе за знания. Учебное пространство должно моделироваться под разные задачи (проведение учебных и организационных мероприятий, театральные постановки, учебно-научные конференции, аудиовизуальные брейн-ринги), обеспечивать возможность проведения видеоконференций, видеомостов, видеолекций. В "цифровой школе" ученик может проводить весь день, и его здоровье должно быть под пристальным наблюдением специалиста. "Центр здоровья" включает в себя мобильный спортивный зал, медицинский кабинет, комнату психологической разгрузки, столовую. Именно в детском возрасте расцветают букеты болезней, с которыми люди мучаются всю жизнь. Поэтому постоянный анализ и профилактика здоровья, которая благодаря умным цифровым приборам, станет незаметной и ненавязчивой, позволит уменьшить заболеваемость. Благодаря тестированию психоэмоционального состояния школьные психологи смогут помогать подросткам справляться с трудностями переходного возраста, а учителя подбирать педагогические инструменты под индивидуальные потребности ребенка. Ну, и конечно, спорт, который обеспечит полноценную физическую нагрузку. При этом ничто не мешает развернуть в коридоре мобильную спортивную площадку, построенную по цифровой технологии интерактивных игровых тренажеров. Одновременно, в первый день работы выставки, 30 октября, пройдет конференция "Ответы образования на вызовы цифрового века". Кому это выгодно? Проект Лиги образования "Цифровая школа", как и экспозиция "Цифровое образование" в рамках выставки Integrated Systems Russia 2008, - не рекламная и маркетинговая акция, он не ставит перед собой целью продвижение чьих-то конкретных решений и увеличение рыночной доли отдельных компаний. Задача более амбициозная - сделать рынок образования ориентированным на потребности конечных потребителей: школьников, родителей и педагогов, которые с помощью цифровой техники могут добиться больших результатов. На потребности "покупателей" - муниципальных администраций и органов государственной власти, которые смогут спланировать и оптимизировать инвестиции в развитие IТ инфраструктуры, выбирая решения по своему бюджету и возможностям. Выгодно ли это бизнесу? По словам генерального директора компании Polymedia Елены Новиковой, производители получат реальную заинтересованность в продвижении своих продуктов в образовании, а возможно, и соучастие в разработке новых, еще более конкурентоспособных изделий; сервисные службы и производители программного обеспечения - долгосрочные контракты на поддержку и сопровождение, а системные интеграторы смогут обеспечивать режим "одного окна", где можно заказать переоборудование образовательного учреждения целиком. Ну и самое главное, в обществе утвердится устойчивое понимание необходимости цифрового образования. Известно, что цифры правят миром. В XVIII веке Петр Первый инициировал открытие сети светских бесплатных цифирных школ. В них допускались дети всех слоев населения, а основным был курс цифири - арифметики с началами геометрии. Именно на математику тогда возлагались большие надежды. Великий преобразователь верил, что она увеличит число грамотных людей в стране. У каждого времени свои приоритеты. На смену цифирным приходят цифровые учебные заведения. Присоединяйтесь!

Источник: http://www.edu-all.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (31.Янв.2011)
Просмотров: 223