Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Рейтинг Webometrics: 2
Таблица 1. Распределение числа университетов рейтинга Webometrics по странам Ранг Страна Tоп-10 Топ-20 Топ-50 Топ-100 Топ-200 Топ-300 Топ-400 Топ-500 1 США 10 20 42 68 105 137 169 192 2 Великобритания - - 3 4 11 15 27 39 3 Канада - - 2 8 15 22 23 27 4 Швейцария - - 1 2 4 6 6 7 5 Норвегия - - 1 2 3 3 4 4 6 Финляндия - - 1 1 1 3 6 7 7 Германия - - - 4 19 35 42 51 8 Швеция - - - 3 5 8 9 10 9 Австрия - - - 2 2 2 4 5 10 Нидерланды - - - 1 8 9 9 10 11 Австралия - - - 1 6 8 12 15 12 Япония - - - 1 3 6 9 12 13 Дания - - - 1 2 3 3 5 14 Тайвань - - - 1 1 2 5 7 15 Мексика - - - 1 1 1 1 2 16 Испания - - - - 2 6 12 22 17 Италия - - - - 2 4 9 11 18 Чехия - - - - 2 3 3 4 19 Гонконг - - - - 2 2 3 5 20 Бельгия - - - - 1 3 5 5 21 Израиль - - - - 1 3 4 4 22 Бразилия - - - - 1 3 3 5 23 Китай - - - - 1 2 4 5 24 Сингапур - - - - 1 1 1 2 25 Россия - - - - 1 1 1 1 26 Франция - - - - - 4 7 12 27 Португалия - - - - - 1 3 6 28 Венгрия - - - - - 1 2 3 29 Греция - - - - - 1 2 2 29 Новая Зеландия - - - - - 1 2 2 29 Южная Корея - - - - - 1 2 2 32 Исландия - - - - - 1 1 1 32 Чили - - - - - 1 1 1 34 Аргентина - - - - - - 1 1 34 Словения - - - - - - 1 1 34 Эстония - - - - - - 1 1 34 Южная Африка - - - - - - 1 1 38 Ирландия - - - - - 1 2 4 39 Польша - - - - - - - 3 40 Турция - - - - - - - 2 41 Сербия - - - - - - - 1 Как и в других глобальных рейтингах, ведущие места в рейтинге Webometrics занимают университеты США. При этом отрыв от других стран более заметен по сравнению "таймсовским" и "шанхайским" рейтингами: в число первых 20 вузов мира по веб-индикаторам входят только американские университеты. Как и в других рейтингах, Великобритания занимает условное второе место. Широко представлены в Топ-500 рейтинга Webometrics вузы из Канады (27 вузов), Германии (51 вуз) и Испании (22 вуза). Россия занимает в рассматриваемом рейтинге условное 25-ое место с единственным университетом в Топ-200, Топ-300, Топ-400 и Топ-500 - Московским государственным университетом им.М.В.Ломоносова, разделившим 150-ое место в рейтинге Webometrics с Оклахомским университетом. Разработчиками рейтинга анализировались сайты 477 российских вузов, в августовский рейтинг 2007 года попали 69 вузов из России. В табл.2 приведены места в рейтинге Webometrics первых 20 российских вузов. Таблица 2. Места первых 20 российских вузов в рейтинге Webometrics. Наименование вуза Место Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова 150 Московский физико-технический институт (государственный университет) 799 Новосибирский государственный университет 815 Санкт-Петербургский государственный университет 900 Государственный университет - Высшая школа экономики 935 Томский государственный университет 1076 Казанский государственный университет им.В.И.Ульянова-Ленина 1268 Алтайский государственный университет 1347 Красноярский государственный университет[1] 1359 Уральский государственный университет им.А.М.Горького 1387 Московский государственный технический университет им.Н.Э.Баумана 1437 Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики 1448 Московский инженерно-физический институт (государственный университет) 1539 Российский университет дружбы народов (2 раза) 1632/2836 Пермский государственный университет 1734 Тамбовский государственный технический университет 1773 Томский политехнический университет 1810 Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского 1921 Иркутский государственный университет 1926 Удмуртский государственный университет 1964 [1] Вошел в состав Сибирского федерального университета в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4 ноября 2006 года № 1518-р. Довольно скромные результаты, демонстрируемые российскими вузами в виртуальном пространстве, имеют вполне объяснимые причины. Во-первых, в России практически отсутствует серьезное отношение к самому понятию "официальный сайт вуза". Поэтому десятки сайтов из анализировавшихся 477 сайтов российских вузов не имеют зарегистрированного домена второго уровня в зоне ru и "ютятся" в региональных и городских сетях (особенно это заметно в Иркутской области - irk.ru), в образовательной сети ФГУ ГНИИ ИТТ "Информика" edu.ru и даже в сети narod.ru. В частности, Российский университет дружбы народов (РУДН) дважды представлен в рейтинге Webometrics - на 1632-ом месте находится сайт pfu.edu.ru, на 2836-ом месте находится сайт rudn.ru. Главные страницы обоих сайтов идентичны, но понятие официального, надо полагать, применимо к сайту rudn.ru. Сайт Обнинского государственного университета атомной энергетики (ИАТЭ) "спрятан" в городском сайте (iate.obninsk.ru). Официальный сайт крупного технического университета целесообразно размещать на втором уровне национальной зоны, даже несмотря на отличный дизайн, удобную навигацию, высокое качество контента городского сайта. Сайт Омского государственного университета (3907-ое место в рейтинге Webometrics) кроме официального адреса omsu.ru имеет еще два неофициальных - omsu.omskreg.ru и univer.omsk.su. При этом разработчики рейтинга проанализировали как раз последний сайт, который, судя по адресу, не является официальным. В результате, складывается впечатление, что руководство вузов не уделяет должного внимания созданию, поддержке и развитию официальных сайтов: руководители вузов не проявляют настойчивости в регистрации имен второго уровня, а разместив сайт в одной из сетей (в первую очередь - в образовательной edu.ru), забывают о нем. Необходимо также менять структуру сайтов вузов, мотивировать сотрудников к активной деятельности в виртуальном пространстве. Основой структуры сайта вполне может быть кафедра: сотрудники кафедр могут постоянно генерировать новую информацию, организовывать страницы кафедры оптимальным образом; затем страницы кафедр интегрируются в разделы факультетов и далее - наверх к порталу вуза. Во-вторых, большинство анализировавшихся сайтов российских вузов имеют лишь главную англоязычную страничку. В то же время для эффективной работы глобальных поисковых систем необходимо иметь уже не просто англоязычные странички, а англоязычные (в первую очередь) полные аналоги сайтов, а также развивать страницы на других мировых языках. Следует отметить, что некоторые сибирские (в частности, томские) и дальневосточные вузы разместили на своих сайтах и страницы на китайском языке, что повысило их популярность в международном сообществе. Что касается томских вузов, то они находятся под пристальным вниманием региональной власти, которая всячески поощряет процессы развития университетов. В частности, примечателен следующий прецедент: появление в рейтинге Webometrics Томского государственного университета летом 2007 года отмечено специальным пресс-релизом региональной администрации. В-третьих, на сайтах российских вузов практически не размещаются значительные архивы файлов с публикациями (так называемые "Rich Files"). Крупнейшие российские университеты располагают огромными запасами контента, по большей части неоцифрованного, не упорядоченного и мало доступного для сторонних пользователей. Руководство вузов должно активнее развивать электронные библиотеки собственного контента, т.к. интернет-публикации представляют собой оперативный выход на гораздо более обширные аудитории, чем специализированные научные журналы. Активное размещение результатов исследований сотрудников вузов на сайтах, организация навигации в электронных хранилищах знаний приведут к более продуктивной работе исследователей, к росту неформальных контактов исследователей разных университетов разных стран, что, несомненно, положительно отразится и на репутации российских вузов. По-видимому, российским исследователям следует также начать публиковать результаты своих исследований и на языке международного общения - английском, причем переводить не просто абстракты статей, а готовить полные тексты публикаций на английском. Это еще более увеличит коммуникации между исследователями всего мира и позволит ускорить интеграцию наших вузов в мировую систему образования и науки. Учитывая все вышесказанное, интересно привести мнение руководителя проекта Webometrics, г-на Isidro F. Aguillo из Центра научной информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании относительно мест в этом рейтинге российских вузов (цитируется по тексту И.Стерлигова "Самый дешевый способ помочь российской науке", opec.ru, 27.07.2007): "…По моему мнению, у России в Топ-100 должны быть, по крайней мере, два университета - Московский и Санкт-Петербургский. Сегодня они далеки от этого. Возможно, первая причина - недостаток контента, что удивительно, тем более если учесть, что это очень большие учреждения со множеством профессоров и студентов. Следует обязать все факультеты и исследовательские группы увеличить свое присутствие в сети, и, конечно, создать архивы публикаций. Вторая причина - недостаток английских текстов. В ее решении надо руководствоваться не формулой "английский вместо русского", а "английский плюс русский". Наконец, третья причина - недостаток внешних ссылок. Русским ученым надо завязывать больше контактов с учеными остального мира". Интернет организует жизнь и деятельность академического сообщества совершенно иным, отличным от складывавшегося веками образа: он дает возможность каждому представителю обеспечить глобальные и оперативные коммуникации, позволяет найти и развить каждому университету (кафедре, лаборатории, институту (факультету)) конкурентные преимущества. Следует отметить, что рейтинг Webometrics стал даже более значимым событием для академического сообщества, чем ожидали его составители: он не только фокусирует внимание на результатах научной деятельности, но и показывает глобальные процессы развития научных школ, исследовательских институтов и университетов. Кроме того, этот рейтинг оказывается более масштабным по сравнению с "шанхайским" и "таймсовским", поэтому картина развития мировых университетов, основанная на веб-индикаторах, оказывается более адекватной действительности.

Источник: http://www.edu-all.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (31.Янв.2011)
Просмотров: 269