Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Воспитать Человека
За последнее время отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицательное воздействие на духовную сферу жизни общества. Смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Как воспрепятствовать тому, чтобы поколение наших детей не стало «потерянным» поколением? Можно ли сделать школу островком нравственности доброты, любви, порядочности в том неспокойном мире, который окружает нас? На эти вопросы необходимо найти ответ уже сегодня.

Поэтому актуальность проблемы нравственного воспитания молодежи, в частности старшеклассника – выпускника, связана со следующими факторами:

· Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

· Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

· Овладение подростком нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

· Перемены, происходящие в обществе, все глубже затрагивают не только сознание и психологию людей, но и положение человека в нем.

Социальное становление личности молодого человека является одной из важнейших задач для нашего государства. В новой редакции "Закона об образовании" среди принципов образования на первом месте стоит "приоритет общечеловеческих нравственных ценностей", а среди его целей названо "формирование духовно-нравственной личности".

Приобщение молодежи к основным ценностям, нормам, традициям, сложившимся в разных сферах жизни общества, рассматривается как приоритетное направление воспитания, поскольку от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

И сегодня, как никогда, перед общеобразовательной школой должна ставиться задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности ученика.

Но, пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей основной и общественной работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Эти отношения являются для учеников убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят от степени его компетентности, профессионализма, характера повседневных взаимоотношений с детьми. "Если учителя будут относиться к ученикам с любовью, - отмечал Я.А. Коменский, - тогда они завоюют их сердца".

Какой же должна быть «педагогическая любовь»?

Л.И. Маленкова предложила своеобразную "технологию" для развития и поддержания этого чувства.

1. Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.
2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами", со всеми его особенностями.

3. Возможно, более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.

4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).

5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.

6. Не упустить момент словесного или поведенческо - эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.

7. Не стесняться проявлять свое отношение, свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.
Необходимо особо остановиться на такой сущностной характеристике педагога, как духовность.

И если современный учитель будет придерживаться этих нехитрых правил и помнить, что, несмотря на новые современные технологии, на всеобщую компьютеризацию, во главе всего по-прежнему стоит Человек. Все в новом веке будет зависеть от него, сейчас еще ребенка, но уже человека XXI века. А вследствие этого во многом от работы учителя, воспитателя зависит, кто завтра возглавит государство, будет стоять у истоков науки, выведет культуру на его истинное место в обществе.

Ты прекрасен человек!
Знай, что несмотря на свои недостатки, ты прекрасен,
Потому что ты — человек…
Потому что ты живешь на свете…
Потому что ты неповторим…
Потому что ты стараешься…
Потому что ты хочешь рискнуть…
Потому что ты преодолеваешь неудачи и учишься на ошибках…
Потому что ты готов помочь кому-то…
Потому что ты можешь заметить то, чего никто не видит…
Потому что ты — это ты, со всеми твоими достоинствами, недостатками, надеждами и безграничными возможностями.

Источник: http://www.uchportal.ru

Категория: Образование | Добавил: (14.Янв.2011) | Автор: vitalg E
Просмотров: 298