Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Общество [ Добавить статью ]

Демократическая концепция образования; часть 1
<...> Объявляя образование общественной задачей, обеспечивающей руководство молодыми и их развитие посредством участия в жизни группы, к которой они принадлежат, мы, по существу, утверждаем, что оно будет отличаться в зависимости от качества жизни, характерного для группы. Особенно важно подчеркнуть, что общество, которое не просто изменяется, но и считает изменения одним из своих идеалов, будет иметь другие образцы образования, чем то, которое стремится только к упрочению своих обычаев. Чтобы выдвигаемые нами идеи можно было применять к нашей собственной образовательной практике, рассмотрим более подробно природу современной общественной жизни. 1. Значение общественных объединений Общество — собирательное имя существительное, применимое к разным объединениям людей, связанных друг с другом самыми разными способами для различных целей. Один человек задействован во множестве групп, созданных на основе разных принципов. Часто кажется, что эти группы не имеют между собой ничего общего, кроме того, что все они — виды общественной жизни. В рамках любого крупного общественного образования существуют многочисленные более мелкие группы, объединяющие людей не только по политическим, но и по производственным, научным, вероисповедальным интересам. Существуют политические партии с разными программами, различные общественные слои, клики, банды, корпорации, товарищества, родовые кланы, и так до бесконечности. Для многих современных, да и для некоторых древних государств характерно огромное разнообразие народов, языков, вероисповеданий, нравственных норм и обычаев. В этом смысле и менее крупные административные единицы, например города, часто представляют собой скорее скопление плохо связанных между собой сообществ, чем единодушное и сплочённое общество. Мысли на полях [1] Общество, которое не про­сто изменяется, но и считает изменения одним из своих идеа­лов, будет иметь другие образцы образования, чем то, которое стремится только к упрочению своих обычаев. В рамках любого крупного общественного образования существуют многочисленные более мелкие группы, объеди­няющие людей не только по по­литическим, но и по производст­венным, научным, вероиспове­дальным интересам. Общество по самой своей природе считается чем-то еди­ным... Но если мы прис­мотримся... мы увидим не еди­ное общество, а множество со­обществ, хороших и плохих... Каждая группа воспитывает своих членов в своём духе. Это называется социализацией... Нам нужен показатель для определения ценности любого определённого вида социализа­ции... [1] Это ключевые мысли Д. Дьюи, отражающие суть каждой его работы, которую читатель быстро поймёт, пробежав гла­зами по полям. Итак, слова «общество» и «сообщество» многозначны. Они имеют как идеальный (нормативный), так и описательный смысл: значение де-юре и значение де-факто. В общественной философии почти всегда преобладает первое. Общество по самой своей природе считается чем-то единым. Подчёркиваются качества, которые свойственны этому спаянному, достойному сообществу: верность общественным целям, взаимное сочувствие его членов. Но если мы присмотримся к денотатам, т. е. фактам, которые это слово представляет в языковой системе, а не коннотациям, т. е. идеализированным представлениям, мы увидим не единое общество, а множество сообществ, хороших и плохих. Там есть, например, и сообщества, связывающие людей, состоящих в преступном сговоре; финансовые «пирамиды», которые под видом оказания услуг людям обворовывают их; политические клики, пекущиеся об узкопартийных интересах, и т. д. Говорят: такие устроения не общества, раз они не отвечают идеальным требованиям, заложенным в этом понятии. На это можно ответить: раз это понятие настолько «идеально», что утеряло все связи с действительностью, то какой от него прок. С другой стороны, каждая из этих организаций, независимо от того, насколько существенно она противостоит интересам других групп, имеет кое-что из достойных качеств Общества с большой буквы, и именно это сохраняет её целостность. У воров есть «воровская» честь, а у банды грабителей — общность интересов. Гангстеры могут иметь братские чувства по отношению друг к другу, а тайные общества — фанатичную верность своим законам. Семья может быть высокомерной, подозрительной и завистливой по отношению к соседям и одновременно представлять собой образец дружелюбия и взаимопомощи в отношениях между собой. Каждая группа воспитывает своих членов в своём духе. Это называется социализацией. Насколько ценна она для общества в целом, определяется обычаями и целями группы. Следовательно, нам нужен показатель для определения ценности любого определённого вида социализации. В поисках такого показателя необходимо избежать двух крайностей. Мы не должны выстраивать некое идеальное общество чисто умозрительно. Чтобы иметь хоть какую-то уверенность в соответствии нашего представления, нам сле­дует основывать его на действительно существующих сообществах. Но, как мы видели, идеал не должен просто повторять все обнаруживаемые в действительности черты.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 201