Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Общество [ Добавить статью ]

Демократическая концепция образования; часть 2
Задача состоит в том, чтобы выделить положительные черты действительно существующих видов общественной жизни, а затем на этой основе подвергнуть критике отри­цательные и предложить программу улучшений. В любой общественной группе, даже в шайке воров, мы обнаруживаем некие общие интересы, а также определённую степень взаимодействия и сотрудничества с другими группами. На этих двух параметрах мы строим наш показатель: насколько многочисленны и разнообразны интересы, осознанно разделяемые членами данной группы, и насколько полна свобода взаимодействия группы с другими видами общественных объединений. Если мы применим этот показатель, скажем, к преступной банде, то обнаружим, что связи между её членами немногочисленны и почти полностью сводятся к общей заинтересованности награбить побольше; характер же этих связей таков, что они отделяют данную группу от других, препятствуя её участию в равноправном обмене жизненным и общественным опытом. В итоге формальное образование, которое даёт такое сообщество, разрозненно и односторонне. Если применить этот показатель к жизни семьи, то здесь обнаруживаются общие материальные, умственные и эстетические интересы; успех каждого из членов семьи радостно обсуждается, а значит, имеет значение для опыта остальных; кроме того, семья не является замкнутой системой, она непременно взаимодействует с деловыми, образовательными, воспитательными учреждениями и прочими группами, играет определённую роль в политиче­ской жизни страны и в ответ пользуется её поддержкой. Короче говоря, в ней существует множество осознанных, обсуждаемых и разделяемых интересов, ей также свойственны разнообразие и свобода взаимодействий с другими видам объединения людей. 1. Применим первую часть нашего показателя к дес­потически управляемому государству. Было бы неверным считать, что правители и подданные в таком сообществе не имеют общих интересов. Власть предержащие вынуждены обращаться к кое-каким чувствам подданных и играть на них. Талейран говорил, что правительство может делать штыками всё что угодно, только не сидеть на них. Эта циничное заявление по крайней мере признаёт, что связующая сила подобного союза не сводится к простому принуждению. Мысли на полях ...Такого рода правители обращаются к ничтожным и не­достойным человека чувствам и главным образом используют чувство страха. ...Тоталитарные государства обращаются к страху отдельно от других чувств; сея ужас или вселяя надежду на вполне осязаемое вознаграждение (скажем, покой или удобства), они вообще не видят других способностей человека. Для того чтобы у членов группы были общие ценности, они должны иметь равные воз­можности, давать и получать, обмениваться опытом, совме­стно трудиться. В противном случае воспитательное влияние общества превращает одних в хозяев, других — в рабов. Разделение общества на привилегированные и обездо­ленные классы сковывает об­щественную подвижность. И хотя отрицательное влияние такого положения дел на высшие классы не столь вещественно и ощутимо, оно тем не менее вполне осязаемо. Их культура выхолащивается и замыкается в себе... Можно было бы сказать, что такого рода правители обращаются к ничтожным и недостойным человека чувствам и главным образом используют чувство страха. В некотором смысле это утверждение верно, хотя оно и недооценивает того, что страх не обязательно нежелательный спутник опыта. Осторожность, осмотрительность, сдержанность, стремление предвидеть будущие события, чтобы избежать опасных последствий, — все эти положительные черты в такой же мере порождены страхом, как трусость и раболепие. Настоящая трудность состоит в том, что тоталитарные государства обращаются к страху отдельно от других чувств; сея ужас или вселяя надежду на вполне осязаемое вознаграждение (скажем, покой и удобства), они вообще не видят других способностей человека. А если и используют их, то так, что они извращаются, служа только достижению удовольствия и избеганию боли. Всё это говорит о том, что в таком обществе нет большого числа общих интересов и нет свободного взаимодействия внутри общественной группы. Побуждения и отклики всегда однонаправлены. Для того чтобы у членов группы были общие ценности, они должны иметь равные возможности, давать и получать, обмениваться опытом, совместно трудиться. В противном случае воспитательное влияние общества превращает одних в хозяев, других — в рабов. Жизненный опыт каждой из подгрупп теряет что-то в своей значимости, когда ограничивается свобода обмена им. Разделение общества на слои с преимущественными правами и на обездоленные сковывает общественную подвижность. И хотя отрицательное влияние такого положения дел на высшие классы не столь вещественно и ощутимо, оно тем не менее вполне осязаемо. Их культура выхолащивается и замыкается в себе, искусство становится элитарным, богатство превращается в показную роскошь, происходит узкое самоопределение, нравы подменяются утончённой изысканностью. Отсутствие свободного и равноправного взаи­модействия, проистекающего из общности интересов, делает умственную жизнь односторонней. Разнообразие создаёт новизну, а новизна побуждает мысль. Чем более ограничен спектр возможных видов деятельности — так бывает, когда жёсткие классовые рамки не допускают соответствующего взаимообмена опытом, — тем более однообразна жизнь обездоленных и тем более пуста, бесцельна и импульсивна жизнь обеспеченных.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 199