Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Общество [ Добавить статью ]

Как мы думаем; Психология и педагогика мышления
<...> Всякий ум дисциплинирован по отношению к тому предмету, в котором проявились независимая и разумная предприимчивость и контроль. Дисциплина представляет самобытные задатки, превращённые путём постепенного упражнения в действительные способности. Поскольку ум дисциплинирован, методический контроль в данном предмете настолько достигнут, что ум обходится без внешней опеки. Задача воспитания состоит именно в том, чтобы развивать разум этого независимого и деятельного типа — дисциплинированный ум. Дисциплина положительна и созидательна. Однако дисциплина часто рассматривается как нечто отрицательное, как мучительное, неприятное насилие над умом, отклоняющее его от свойственных ему путей... Дисциплина отождествляется тогда обыкновенно с выправкой, а выправка, по подобию с механикой, представляется как введение путём беспрерывных ударов постороннего вещества в сопротивляющийся материал или уподобляется механической рутине, при помощи которой грубые рекруты приучаются к солдатскому поведению и привычкам, которые естественно совершенно чужды их обладателям. Воспитание последнего рода, называть ли это дисциплиной или нет, не есть умственная дисциплина. Её задача и результат — не навыки мышления, а однообразные внешние способы действия. Не задаваясь вопросом, что разумеется под дисциплиной, многие учителя ошибаются, считая, что развивают умственную силу и деятельность методами, которые в действительности ограничивают и убивают разумную деятельность и которые приводят к созданию механической рутины или умственной бездеятельности и рабства. Мысли на полях Дисциплина ума является... в действительности скорее следствием, чем причиной. Всякий ум дисциплинирован по отношению к тому предмету, в котором проявились независимая и разумная предприимчивость и контроль. Однако дисциплина часто рассматривается как нечто от­рицательное, как мучительное, неприятное насилие над умом... Дисциплина отождествляется тогда обыкновенно с выправкой, а выправка, по подобию с механикой... уподобляется ме­ханической рутине, при помощи которой грубые рекруты при­учаются к солдатскому поведе­нию... Воспитание последнего рода... не есть умственная дисциплина. её задача и результат — не навыки мышления, а однообразные внешние способы действия. Когда дисциплина понима­ется в умственном смысле... она отождествляется со свободой в истинном смысле этого слова. Ибо свобода ума означает умственную способность к независимым упражнениям, отделившуюся от руководства других, а не только беспрепятственную внешнюю деятельность. Когда дисциплина понимается в умственном смысле (как привычная способность успешного умственного движения), она отождествляется со свободой в истинном смысле этого слова. Ибо свобода ума означает умственную способность к независимым упражнениям, отделившуюся от руководства других, а не только беспрепятственную внешнюю деятельность. Когда самопроизвольность, или естественность, отождествляется с более или менее случайным проявлением преходящих импульсов, стремление воспитателя направляется на то, чтобы доставлять массу стимулов для поддержки самопроизвольной деятельности.<...> Этот метод упускает некоторые из главных условий достижения истинной свободы. а) Прямое, немедленное проявление или выражение импульсивного стремления пагубно для мышления. Только когда импульс до известной степени отталкивается, возвращается назад, возникает рефлексия. Действительно, грубая ошибка предполагать, что произвольные работы должны быть навязаны извне, чтобы доставить фактор сомнения и затруднения - необходимый источник мысли. Всякая живая деятельность, какой бы она ни была глубины и порядка, неизбежно встречает препятствия на пути своего осуществления — факт, делающий совершенно излишними поиски искусственных и внешних сложностей. Затруднения, встречающиеся при развитии опыта, должны, однако, оберегаться воспитателем, а не уменьшаться, так как они являются естественными стимулами к рефлективному исследованию.<...> б) Метод, выдвигающий на первый план психологическое и естественное, но не замечающий, какую важную часть природных наклонностей в каждый период роста составляют любопытство, вывод, желание, не может доставить естественного развития. При естественном росте каждая из последовательных ступеней деятельности бессознательно, но основательно подготовляет условия для проявления ближайшей ступени, как в круге развития растения. Нет никакого основания утверждать, что «мышление» представляет из себя особую, отдельную природную способность, которая неизбежно расцветёт в должное время просто потому, что различные чувства и двигательная деятельность свободно проявлялись раньше, или потому, что наблюдение, память, воображение и ловкость рук предварительно упражнялись без мысли. Только когда мышление постоянно употребляется для руководства при пользовании чувствами и мускулами и при применении наблюдений и движений, путь является подготовленным для последующих, высших типов мышления. В настоящее время общепринято мнение, что детство почти совершенно не рефлекторно - это период только чувственного, двигательного развития и развития памяти, между тем как отрочество внезапно приносит проявление мысли и разума.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 205