Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Общество [ Добавить статью ]

Личностная психология и воспитание; часть1
Цель воспитания, по сути, всегда состояла в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Эту цель преследовало воспитание у аборигенов австралийского буша задолго до прихода белых людей. Эту же цель преследовало и воспитание молодёжи во времена расцвета Афин. Эту же цель преследует и современное воспитание, происходит ли оно в сельской школе в горах Теннесси или в очень престижной прогрессивной школе. Но становление члена общества в австралийском буше не имеет почти ничего общего с понятием о личности в Древней Греции, ещё меньше с тем, что понимают под личностью сегодня. Любое воспитание в своих видах и способах всегда является продуктом потребностей данного конкретного общества. Ни для кого не секрет, что методы воспитания в Советской России отличаются от методов в других странах. Те же методы будут развиваться и в гитлеровской Германии. Однако даже внутри этих закрытых тоталитарных обществ в этих двух странах в настоящее время происходят дискуссии, ставятся и будут ставиться опыты, существуют различные точки зрения среди учителей по поводу наилучших методов воспитания членов этих обществ. Поэтому всегда останутся удовлетворённые и неудовлетворённые воспитанием родители. Всегда будут счастливые дети, которые любят школу и легко приспосабливаются к её системе, и дети неспособные, которые во всех своих трудностях обвиняют школу. Мысли на полях Цель воспитания, по сути, все­гда состояла в том, чтобы дать мо­лодёжи те знания, которые необхо­димы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Любое воспитание в своих ви­дах и способах всегда является во­площением потребностей данного конкретного общества. ...Всегда останутся удовлетво­рённые и неудовлетворённые воспи­танием родители. Всегда будут сча­стливые дети, которые любят школу и легко приспосабливаются к её сис­теме, и дети неспособные, которые во всех своих трудностях обвиняют школу. Всё, что казалось необходи­мым для достижения идей демокра­тии на ранних этапах становления современной системы образования, это дать всем детям равные воз­можности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предоставить им возможность самостоятельной жизни и реализации. Общества австралийских аборигенов, афинян, советских граждан, гитлеровцев могут быть описаны довольно ясными терминами; их цели - чтобы мы о них ни думали — может понять любой человек. Поняв и сравнив эти цели, мы придём к выводу, что представления о видах воспитания, которое должна получать молодёжь, мало чем отличаются друг от друга в этих разных обществах. В наиболее демократических странах, до недавнего времени, эти цели отражали принципы индивидуализма, а не пользы общества, в котором человек рос. Всё, что казалось необходимым для достижения идей демократии на ранних этапах становления современной системы образования, это дать всем детям равные возможности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предоставить им возможность самостоятельной жизни и реализации. Но потом жизнь начала меняться. Вещи, которые производились дома, теперь стали выпускаться фабриками, и дети ничего об этом не знали. Изобретения и открытия в науке позволили создать железные дороги, телеграф и телефон, газовое отопление и электричество, сельскохозяйственное и техническое оборудование — множество тех вещей, которыми никто не смог бы пользоваться без необходимого минимума знаний и простого руководства по использованию этих вещей. Индустриализация вызвала появление больших городов, с их трущобами и дворцами, с их теснотой, с их резким различием города и провинции. В конце концов, она создала автомобиль, кино и радио, с их огромным влиянием на человека, заставляющим семьи покидать дома и — чего нельзя было даже представить раньше — делающим даже маленьких детей частью огромного мира. Все эти изменения не произошли в одно мгновенье. Но коль скоро они произошли, вероятно, следовало бы отказаться от прежних учебных планов в средних школах и начать обновлять всю систему, сразу учитывая по возможности все эти новые удивительно противоречивые условия. Вместо этого произошло то, что школьная программа просто пополнилась новыми предметами тогда, когда необходимость перемен стала предельно очевидна. Мысли на полях Но потом жизнь начала ме­няться... Изобретения и открытия в науке позволили создать... множест­во тех вещей, которыми никто не смог бы пользоваться без необхо­димого минимума знаний и простого руководства по использованию этих вещей. Индустриализация вызвала по­явление больших городов, с их тру­щобами и дворцами, с их теснотой, с их резким различием города и про­винции. Все эти изменения не произош­ли в одно мгновенье. Но коль скоро они произошли, вероятно, следовало бы отказаться от прежних учебных планов в средних школах и начать обновлять всю систему... Вместо этого школьная программа просто пополнилась новыми предметами тогда, когда необходимость перемен стала предельно очевидна. Если работа не затрагивает личные интересы индивида, он не будет прикладывать все свои силы для её выполнения... старания его не идут на пользу дела, а большей частью расходуются на моральные и эмоциональные попытки сосредото­чить внимание на предмете. Индивидуальная психология начинает развиваться после того, как учебная программа была соответствующим образом обогащена, т. е., происходило два параллельных процесса, почти не связанных друг с другом. Изобретение различных моделей обучения, идея индивидуальных особенностей личности и взаимосвязь целей и интересов человека были либо неизвестны школьным учителям, либо слишком новыми для их понимания. Это всё равно что если бы никто не продавал радио исходя из того, что идея передачи звука на большие расстояния сквозь горы и кирпичные стены без проводов слишком абсурдна. И эти психологические открытия, многие из которых общеизвестны сегодня, как и принцип работы радио, все ещё не принимаются подавляющим большинством учителей и родителей. Другие хотят принять их лишь как общую установку, но не пользоваться всеми благами нововведений в настоящей педагогической практике. Вкратце эти психологические открытия могут быть описаны следующим образом:

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 211