Главная » Статьи » Общество | [ Добавить статью ] |
Личностная психология и воспитание; часть 3
Прогрессивное воспитание, как иногда говорят, сосредотачивает внимание на личном развитии и воспитании особых способностей или талантов в ущерб изучению общественных норм, хороших манер и тому, как ладить со старшими. В действительности, его критикуют за проповедуемую им личностную философию. Если рассуждать только в пределах отвлечённой философии, то истинным будет казаться противоположное мнение.
Мысли на полях
Два аспекта критики, которые обычно направлены против прогрессивной школы, заключаются в том, что смысл начального образования состоит в обучении чтению и дисциплине.
Опыт показал, что если ребёнок нормален в умственном развитии, то в любом случае он научится читать приблизительно к десяти годам, тем более что к концу жизни невозможно отличить тех детей, которые начали читать поздно, от тех, которые самостоятельно читают с трёх лет.
...Нет никаких научных оснований полагать, что задачи с поведением в прогрессивных школах решаются более просто, чем в обычных, или что первые менее способны поддерживать порядок в классе, чем последние.
Вероятно, прогрессивные школы кажутся распущенными тем, кто не может представить школы без стройных рядов учеников, смирно сидящих за партами до тех пор, пока учитель не потребует что-либо сделать.
Но современные школы выразили свои задачи в соответствии с конкретными общественными условиями. Они пытаются разработать метод достижения гармонии между демократическими принципами свободы личности и её ответственностью за успешную работу всей группы в целом. Тот простой факт, что ребёнок имеет свободу передвижений в классе, не находит понимания у многих педагогов, и это не позволяет им проводить часть классной работы в небольших группах. В итоге как данность принимается то, что такие методы обучения развивают индивидуалистов и дают детям возможность делать всё, что они захотят. В действительности, эти методы применялись потому, что физическая свобода необходима для нормального развития и потому что психологические исследования доказали, что обучение осуществляется тем лучше и быстрее, чем скорее ученик поймёт свои ошибки, и когда он выполняет работу самостоятельно, а не под руководством учителя. Моральные и интеллектуальные усилия возрастают, когда они поддерживаются непосредственным интересом личности и желанием достигнуть положительного результата. Причём это верно как для детей, так и для взрослых. И именно эти силы стремится высвободить прогрессивное воспитание.
Кто-то может сказать, что прогрессивные методы могут работать только с маленькими детьми; но когда дело касается старших классов, то от них следует отказаться и вернуться к старым методам, для того чтобы дать ученикам возможность хорошо сдать вступительные экзамены в колледж. Эти экзамены действительно требуют накопления большого количества разнородных фактов, что является следствием постоянной усидчивости и зубрёжки, которая необходима, если ученик хочет знать достаточно, чтобы успешно сдать экзамен. Однако это не значит ничего больше, чем то, что перед поступлением в колледж молодой человек должен провести много времени в запоминании мелких фактов, которыми он будет пользоваться, подробно отвечая на экзаменационные вопросы. <...>
Между тем, изменения и опыты будут продолжаться в любом случае, потому что жизнь за стенами школы постоянно изменяется, потому что научное знание о природе взросления постоянно развивается и потому что родители хотят для своих детей того, чего не получали они, когда ходили в школу. Действительным показателем успеха прогрессивных школ являются изменения, которые всё же происходят в консервативных школах под влиянием опытных открытий. В итоге всё здравое образование обогащает жизнь молодёжи не только более или менее соответственной подготовкой к обязанностям взрослой жизни. Жизнь развивается, и хотя она состоит из препятствий и их преодолений, а следовательно, заставляет нас бороться... она всё же позволяет нам наслаждаться ею.
Источник: http://jorigami.narod.ru | |
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011) | |
Просмотров: 211 |