Главная » Статьи » Общество | [ Добавить статью ] |
Общество. Понятие, структура, виды общества 3
Всякая система, целое представляет собой органическое единство и
взаимодействие компонентов, частей. Системы социального порядка необычайно
сложны и многообразны, и если подойти к социальной действительности с
системной мерой, то она выступает как иерархия систем различного уровня,
различной степени сложности и организации. В этой иерархии любая система
является, с одной стороны, компонентом системы более высокого уровня, а с
другой — сама образована из систем более низкого порядка. Выделить ту или
иную данную систему в обществе, определить ее — это значит вычленить часть
(компонент) из целого (системы), а затем исследовать ее как систему,
выделить и определить ее параметры (компоненты, структуру, функции и т.
д.).
Э. С. Маркарян всю совокупность компонентов социальной системы
подразделяет на человеческие и внечеловеческие, причем на первое место
ставит именно человеческие. «Как нам кажется,— пишет Э. С. Маркарян,— для
понимания человеческого общества (и вообще любой живой системы) в качестве
целостного образования его нужно рассмотреть прежде всего с трех
качественно различных точек зрения:
1) с точки зрения субъектов деятельности, отвечающей на вопрос,
кто действует;
2) с точки зрения участков приложения деятельности, позволяющей
установить, на что направлена деятельность, где она
осуществляется;
3) с точки зрения способа деятельности, призванной ответить на
вопрос, как, каким образом осуществляется человеческая
деятельность».
Что касается внечеловеческих компонентов, то они членятся Э. С.
Маркаряном опять-таки на два класса. Один класс охватывает «различные сферы
и виды деятельности» (экономика, политика, наука, воспитание и т. д.),
другой класс — различного рода проявления культуры как «специфического
способа человеческого существования» (орудия труда, обычаи, социальные
институты и т. д.).
Это деление не лишено смысла, поскольку па самом деле кроме людей в
социальных системах имеют место и компоненты иного рода.
Что касается экономики, политики, науки и воспитания, то, на наш
взгляд, их никак нельзя отнести к «внечеловеческим компонентам». Это сферы
общественной жизни, проявления именно человеческой деятельности.
Весьма интересной нам представляется концепция В. М. Краснова, который
дает следующий «набор» компонентов общества как социальной системы:
- социальные субъекты — общественные индивиды и их общности и
объединения (классы, нации, партии, государства и т. п.);
- общественные потребности;
- человеческая деятельность — общественно детерминированная
активность социальных субъектов в целях удовлетворения этих
потребностей;
- общественные отношения — реальные взаимозависимости, которые
складываются между людьми в процессе их деятельности;
- культура — создаваемые людьми разнообразные материальные,
духовные и организационные способы и средства, при помощи
которых социальные объекты опосредуют свои общественные
отношения, осуществляют деятельность и удовлетворяют
потребности.
Следующий, более высокий уровень представлен, по мнению В. М.
Краснова, более конкретными категориями социальных «процессов и явлений», а
еще более высокий — сферами общественной жизни, и так до общества в целом.
Концепция В. М. Краснова довольно легко «накладывается» на любые
социальные системы, поскольку охватывает самые общие их особенности. Вместе
с тем нам представляется, что эта концепция слишком абстрактна, поскольку
сводит все многообразие конкретных систем к одним и тем же исходным
компонентам.
Универсальным компонентом любой социальной системы всегда выступает
человек как социальное существо. Человек есть последний, в известном смысле
слова элементарный носитель социального системного качества.
В обществе далеко не всегда возможно отчетливо провести грань между
вещественными, процессуальными, духовными и людскими компонентами,
поскольку любой компонент общественной системы выступает всегда и как
отношение. Товар, к примеру, сам по себе вещь, по как компонент
общественной системы выступает как общественное отношение.
Человек занимает центральное место и в структуре, внутренней
организации системы, ведь структура — совокупность общественные отношений,
за которыми всегда стоит личность, коллектив, социальная группа, класс.
Личность, как компонент системы, сложна и многообразна, обладает множеством
черт, особенностей, качеств. Отсюда и многообразие отношений людей, из
которого, по существу, вытекает и многообразие социальных систем.
Производственный коллектив, к примеру, система, совокупность людей,
интегрированных прежде всего производственными, экономическими связями. Но
члены того же коллектива могут вступать в отношения иного,
внеэкономического плана, скажем, создать коллектив спортивный. Это тоже
система, но уже иного качества. Человеческие компоненты и в
производственном, и в спортивном коллективе одни и те же, но в силу того,
что они взаимодействуют различными сторонами, различны и социальные
системы, которые они образуют. И здесь, в отношениях компонентов, в
структуре, являющейся одним из важных интегративных факторов системы,
человек играет центральную роль.
Человеком и коллективами людей выполняются и основные функции
общественной системы, поскольку функции эти суть, деятельность. активность
все тех же личностей, коллектива и т. д. Человек в процессе труда и жизни
осуществляет взаимодействие системы со средой природной и социальной.
Человек является главным субъектом и объектом управления, которое, как мы
отмечали, является важным средством интеграции системы, сохранения ее
качественной определенности, ее совершенствования и развития. Человек —
носитель, преобразователь и пользователь социальной информации, выполняющей
в обществе коммуникативную, управленческую, познавательную и
пропагандистскую роль.
Человек не просто элементарный, далее неразложимый компонент
социальной системы, но и ее центр, ее фокус, в котором концентрируются се
связи и отношения и взаимодействия. Не случайно К. Маркс определял сущность
человека как совокупность всех общественных отношений. Каждый человек —
носитель качественных: характеристик системы, к которой он принадлежит, и
не только носитель, но и выразитель, поскольку эти характеристики
выражаются в деятельности человека, его активности.
Будучи компонентом любой социальной системы, воплощением ее сущности,
человек лишь часть социальной системы. Он не есть некий абсолютный
социальный атом, вечный и неделимый, пустотой окруженный. Только через
систему человек обретает свою социальную сущность.
Итак, везде и всегда, в любой социальной системе человек выступает как
главный компонент.
Системы общественного порядка по набору своих компонентов весьма
многообразны. Есть системы, например общество в целом, где имеется набор
всех классов компонентов: людей, вещей (предметов), процессов и идей.
Другая группа систем включает в себя - только людей, связанных
определенными отношениями. Таковы класс, нация, производственные
коллективы. Вещи играют здесь роль опосредствующего звена, но сами
непосредственно не входят в состав этого типа систем, хотя отношения к
вещам, к средствам производства и определяют место человека в той или иной
системе.
Третья группа систем имеет в своем составе и людские, и вещественные
компоненты. Например, производительные силы есть система как вещественных
элементов — средств производства, так и людских элементов—людей, овладевших
и управляющих средствами производства. И т. д. и т. п.
Источник: http://www.ref.by | |
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011) | |
Просмотров: 280 |