Главная » Статьи » Общество | [ Добавить статью ] |
Общество. Понятие, структура, виды общества 4
III Подсистемы общества по Т. Парсонсу.
Социальные системы — это системы, образуемые состояниями и процессами
социального взаимодействия между действующими субъектами.
Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа
независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли. Ценности
занимают ведущее место в том, что касается исполнения социальными системами
функции по сохранению и воспроизводству образца, так как они суть не что
иное, как представления о желаемом типе социальной системы, которые
регулируют процессы принятия субъектами действия определенных обязательств.
Нормы, основная функция которых - интегрировать социальные системы,
конкретны и специализированы применительно к отдельным социальным функциям
и типам социальных ситуаций. Они не только включают элементы ценностной
системы, конкретизированные применительно к соответствующим уровням в
структуре социальной системы, но и содержат конкретные способы ориентации
для действия в функциональных и ситуационных условиях, специфичных для
определенных коллективов и ролей. Коллективы принадлежат ук числу тех
структурных компонентов, для которых наиболее важна целедостиженческая
функция.
To, что социальные системы представляют собой реальность sui generis,
в частности, означает, что все перечисленные типы их структурных
компонентов являются по отношению друг к другу независимыми переменными.
Социальные системы состоят из комбинаций этих структурных компонентов.
Чтобы достичь стабильной институционализации, коллективы и роли должны
«руководствоваться» конкретными ценностями и нормами, а сами ценности и
нормы инсти-туционализируются только постольку, поскольку они «воплощаются
в жизнь» конкретными коллективами и ролями.
Понятие общества
Общество - такой тип социальной системы, который обладает наивысшей
степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие
социальные системы. Полная самодостаточность, однако, была бы несовместима
со статусом общества как подсистемы системы действия. Любое общество для
сохранения себя в качестве системы зависит от того, что оно получает в
порядке взаимообмена с окружающими системами. И, значит, самодостаточность
в отношении среды означает стабильность отношений взаимообмена и
способность контролировать взаимообмен в интересах своего функционирования.
Физическая среда имеет для общества адаптивное значение в том смысле,
что она является непосредственным источником материальных ресурсов, которые
используются обществом посредством своих производственных, технологических
и экономических механизмов. Распределение доступа к материальным ресурсам,
будучи связано с системой разделения труда через экологический аспект жизни
общества, требует решения вопросов территориального размещения различных
подгрупп населения, а также закрепления за ними различных экономических
интересов. У физической среды есть и второй значимый для общества аспект
(ввиду важности физической силы для сдерживания нежелательных действий), в
соответствии с которым эффективное социетальное целедостижение нуждается в
контроле за действиями в пределах определенной территории. Поэтому мы имеем
дело с двумя проявлениями самодостаточности общества, которые относятся,
соответственно, к экономическому и политическому функционированию в
отношениях с физическим окружением — через технологию и организованное
использование силы при исполнении военных и полицейских функций.
Третье проявление социетальной самодостаточности относится к
личностным системам индивидуальных членов общества, находящихся в особого
рода взаимопроникновении с его организмами. Организм непосредственно связан
с территориальным комплексом по той простой причине, что действия всегда
свершаются в каком-то месте. Но его основная связь с социальной системой
осуществляется через личность; главная зона взаимопроникновения — это
статус членства.
На социальном уровне институционализированные ценностные образцы
выступают в виде «коллективных представлений», которые определяют желаемый
тип социальной системы. Эти представления соотносятся с концепциями типов
социальных систем, с помощью которых индивиды ориентируются при реализации
себя в качестве членов общества. Следовательно, именно консенсус членов
общества по поводу ценностной ориентации их собственного общества означает
институционализацию ценностного образца.
Ценности находятся в определенных отношениях с другими компонентами
культурной системы — эмпирическим знанием, системами экспрессивных символов
и конститутивными символическими структурами, образующими ядро религиозных
систем.
Подсистемы общества
Общество делится на четыре основные подсистемы (как показано в
таблице). Так, подсистема сохранения и воспроизводства образца
преимущественно касается отношений общества с культурной системой и через
нее с высшей реальностью; целедостиженческая, или политическая, подсистема
— отношений с личностными системами индивидов; адаптивная, или
экономическая, подсистема — отношений с поведенческим организмом и через
него с материальным миром. Эти различения носят наиболее явственный и
наиболее важный характер применительно к обществам, далеко продвинутым по
шкале модернизации.
Ядром общества как разновидности социальной систолы является четвертый
компонент — его интегративная подсистема. Поскольку мы интерпретируем
социальную систему как интегративную для систем действия в целом, то особое
внимание надо уделять тому, как она обеспечивает или, наоборот, не
обеспечивает различные порядки и уровни внутренней интеграции. Эта
интегративная подсистема общества будет называться социетальным
сообществом.
Возможно, самой общей функцией социетального сообщества является
сочленение системы норм с коллективной организацией, обладающей единством и
внутренней логикой.
Источник: http://www.ref.by | |
Категория: Общество | Добавил: vitalg (02.Фев.2011) | |
Просмотров: 407 |