Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Связь [ Добавить статью ]

Офисная IP-телефония
Современные IP-телефоны производства Cisco Systems, предназначенные для работы в сетях IP-телефонии, предоставляют пользователям все базовые возможности по управлению звонками: поддержка нескольких линий (число линий зависит от модели аппарата: от двух линий в 7940 до восьми в 7970), перевод, удержание звонков, индикация пропущенных вызовов, громкая связь.

От традиционной телефонии IP-телефонию отличает возможность передачи не только голоса, но также видео и данных

Однако от традиционной телефонии IP-телефонию отличает возможность передачи не только голоса, но также видео и данных (в терминах Cisco Systems — это AVVID: Architecture for Voice, Video and Integrated Data, архитектура передачи голоса, видео и данных). Поэтому телефонные аппараты оснащены дополнительными средствами обработки и представления видео и данных.

Видеосвязь — возможность, несомненно, интересная и нужная — поддерживается аппаратом 7985, который имеет большой экран, динамик, микрофон и камеру.

Однако с точки зрения возможностей использования сети IP-телефонии как элемента корпоративной информационной системы наиболее интересны средства передачи и обработки данных телефонными аппаратами.

Для преобразования информации из КИС к формату IP-телефона достаточно реализовать программный шлюз — сервис

Отметим, что сеть IP-телефонии, если рассматривать ее с точки зрения коммуникационной структуры, является составной частью локальной сети организации. Телефонные аппараты имеют доступ к любым ресурсам и сервисам, расположенным в этой сети, а также в других сетях, к которым из локальной сети организован доступ (в том числе сети Интернет). Таким образом, телефонный аппарат может использоваться в качестве компьютера с некоторым ограниченным набором возможностей. Для преобразования информации из КИС (корпоративной информационной системы) к формату, используемому телефонами, достаточно реализовать программный шлюз — в терминах IP-телефонии Cisco Systems сервис.

Но о сервисах чуть позже. Сначала рассмотрим возможности IP-телефонов по вводу-выводу информации. Модели IP-телефонов, которые мы рассматриваем, имеют жидкокристаллический монитор. Параметры мониторов различных моделей варьируются от 128 × 59 (черно-белый) у модели 7920 до 298 × 168 (цветной) в модели 7970 и IP-коммуникаторе.

Для ввода информации и навигации по сервису у IP-телефона используются:

DFTM-клавиатура, с помощью которой можно ввести строку символов таким же образом, как с клавиатуры мобильного телефона. Удобство и комфортность такого ввода, как можно догадаться, оставляют желать лучшего, поэтому при создании сервисов разработчики стараются по возможности обойтись без него;
кнопка-«качалка», которая используется для навигации по текстовым и графическим спискам и меню;
специальные кнопки, расположенные непосредственно под экраном, так называемые SoftKeys. Назначение этих кнопок определяется самим сервисом. При необходимости страница сервиса может задействовать некоторое количество этих кнопок или не задействовать их вовсе. При использовании SoftKeys следует учесть, что их число различается в разных моделях аппаратов;
сенсорный экран модели 7970, на котором элементы управления попросту отрисовываются.

Кроме того, IP-телефон имеет группу специальных кнопок, расположенную справа под экраном аппарата, при нажатии которых выполняются сервисы, входящие в состав CCM (Cisco CallManager). Впрочем, настройки для этих кнопок можно изменить.

Прошивка IP-телефонов включает в себя веб-сервер и браузер

Прошивка IP-телефонов включает в себя веб-сервер и браузер. Веб-сервер используется для доступа к настройкам и параметрам IP-телефона извне. Браузер выполняет отображение XML-страниц специализированного формата.

Задача приложения для IP-телефона — представить контент и элементы навигации в виде таких объектов, которые могут быть отображены браузером аппарата. Приложения для IP-телефонов Cisco Systems называются сервисами и являются обычными веб-приложениями, работающими под управлением IIS либо любого другого веб-сервера, установленного в локальной сети.

Схема вызова сервиса IP-телефоном выглядит следующим образом. При нажатии кнопки Services на телефоне загружается страница с CallManager (адрес этой страницы фигурирует в настройках телефона и при необходимости может быть изменен). Страница формирует список сервисов, на которые подписан телефон, сгенерировавший запрос. Регистрация сервисов и подписка телефонов на эти сервисы выполняются администратором сети IP-телефонии.

Сервис, в свою очередь, задается URL в локальной или глобальной сети. Для офисной сети IP-телефонии сервисы чаще всего устанавливаются на IIS CallManager, но могут работать и на другом веб-сервере. Главное, чтобы XML-страничка, полученная в результате, состояла из тегов, поддерживаемых IP-телефоном.

Вот перечень этих тегов:

вывод текста: CiscoIPPhoneText;
вывод изображения: CiscoIPPhoneImage, CiscoIPPhoneImageFile;
ввод строки символов: CiscoIPPhoneInput;
текстовые меню: CiscoIPPhoneMenu, CiscoIPPhoneDirectory;
текстовые меню с графикой: CiscoIPPhoneIconMenu, CiscoIPPhoneIconFileMenu;
графические меню: CiscoIPPhoneGraphicMenu, CiscoIPPhoneGraphicFileMenu;
статусные и информационные панели: CiscoIPPhoneStatus, CiscoIPPhoneFileStatus.

Графические объекты, имеющие в названии File, поддерживаются только моделями с цветным дисплеем (7970 и выше). Графические изображения для них подготавливаются в виде файлов обычного формата PNG. Графика для моделей 7940 и 7960 должна быть представлена в специальном формате CIP, в котором каждая точка представляется двумя битами, что соответствует, как нетрудно догадаться, четырем градациям серого: от 0 (белый) до 3 (черный).

Полученная последовательность двухбитных значений для всех точек выводимого изображения определенным образом упаковывается в байты, шестнадцатеричное представление которых записывается непосредственно в объект. XML-файл с этим объектом будет иметь примерно такой вид:

<CiscoIPPhoneImage>
<Title/>
<LocationX>-1</LocationX>
<LocationY>-1</LocationY>
<Width>4</Width>
<Height>2</Height>
<Depth>2</Depth>
<Data>2D04</Data>
<Prompt/>
</CiscoIPPhoneImage>

И еще несколько слов о теге CiscoIPPhoneGraphicFileMenu. Он поддерживается телефоном 7970, особенностью которого является сенсорный экран. Использование CiscoIPPhoneGraphicFileMenu позволяет организовать элементы навигации произвольной формы, размера и расположения. Достаточно нарисовать экран целиком, а затем в специальных полях XML-объекта указать координаты и размер элементов управления и, конечно, соответствующие ссылки, на которые будет произведен переход в случае активизации этого элемента.

Перечисленные ранее теги — это теги объектов, отображаемых на экране телефона. Существует также тег CiscoIPPhoneExecute, который инициирует не отображение информации, а выполнение одного или нескольких (в настоящее время до трех) действий. Такими действиями могут быть:

проигрывание файла с сервера через динамик телефона;
проигрывание RTP-потока через динамик телефона;
передача RTP-потока с микрофона телефона;
эмуляция нажатия кнопки;
набор определенного номера;
ввод номера пользователем с последующим набором.

При проектировании сервисов следует учитывать, что на одной XML-странице может быть только один объект: тест, меню, строка ввода и тому подобное.

Передачу XML-данных на IP-телефоны могут инициировать не только аппараты при выборе сервиса из списка и переходах внутри сервисов, но и сами сервисы.

Для создания универсальных приложений, работающих в сети, состоящей из аппаратов различных моделей (как в подавляющем большинстве случаев и бывает), необходимо знать, какие технические параметры имеет телефон, с которого поступил запрос. К примеру, модели 7940 и 7960 не могут отображать PNG-файлы и при получении XML-страницы с тегом CiscoIPPhoneImageFile покажут сообщение об ошибке.

Для определения характеристик телефона можно использовать заголовки HTTP: x-CiscoIPPhoneModelName (название модели) и x-CiscoIPPhoneDisplay (ширина и высота дисплея в пикселах).

И напоследок немного конкретики. Предположим, сеть IP-телефонии установлена в жилом комплексе. При наличии только телефонных аппаратов, без компьютеров, подключенных к локальной сети, можно организовать весь процесс обслуживания жильцов.

Вот пример одного из возможных сервисов. Жилец может вызвать специалиста коммунальных служб, пришедший по вызову специалист с помощью того же сервиса (разумеется, войдя под своим учетным именем) сигнализирует об устранении проблемы, менеджеры и специалисты видят поступившие вызовы в любом помещении, в котором установлен телефон, и так далее и тому подобное.

Присовокупим к этому информационную поддержку жильцов, сервисы записи в медицинские центры, парикмахерские, расположенные на территории комплекса, заказ столиков в ресторанах, билетов на различные мероприятия и получим полнофункциональную высококачественную систему клиентского обслуживания.

Первая страница подобного сервиса может выглядеть примерно так (IIS, asp):

<%
Response.ContentType = "text/xml";
Response.Expires = -1;
Response.Buffer = true;
%>
<CiscoIPPhoneMenu>
<Title>Добро пожаловать!</Title>
<Prompt>Выберите опцию</Prompt>
<MenuItem>
<Name>Вызов комм. службы</Name>
<URL>server://service/service_list.asp</URL>
</MenuItem>
<MenuItem>
<Name>Информация</Name>
<URL>server://service/info_list.asp</URL>
</MenuItem>
</CiscoIPPhoneMenu>

Вообще, спектр возможных телефонных приложений очень широк и ограничивается только фантазией пользователей и разработчиков.

Источник: http://hostinfo.ru/articles/media/

Категория: Связь | Добавил: vitalg (18.Янв.2011) | Автор: vitalg E
Просмотров: 304