Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Наука [ Добавить статью ]

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ Априорные и опосредованные знания
Значительная часть индивидуальных знаний воспринимается нами, как априорные. То есть мы не можем однозначно указать их источник (кто сказал, где прочитали). Это те знания, которые мы получаем в первые годы жизни в процессе изучения языка. Верней, лучше было бы сказать, что в процессе обучения ребенок получает некоторое Понимание мира и язык как средство объективации этого Понимания в виде знаний. В ходе дальнейшего целенаправленного обучения индивидуальное Понимание человека формируется на основе осознанно воспринимаемых знаний. В отличие от механической памяти, способной лишь однозначно воспроизвести зафиксированные знания, Понимание сформированное осознанным обучением, может продуцировать новые знания. Эти новые знания воспринимаются как опосредованные, то есть полученные на основе ранее полученных знаний. Хотя во многом ощущение априорности и опосредованности знаний зависит не от способа их изначального получения, то есть механизма формирования индивидуального Понимания, а от осознанности процесса их продуцирования Пониманием. Значительная часть осознанно полученных знаний может в дальнейшем восприниматься как априорные (интуитивные), если они вошли в Понимание, но не зафиксировались в осознаваемой части памяти. Интуитивные и обоснованные высказывания Понимание объективируется (внешне проявляет себя) через конкретные высказывания. Многие сделанные человеком высказывания осознаются им как реконструкция ранее полученных знаний или как их непосредственное логическое следствие (хотя логическая цепочка их вывода может быть построена и только после декларации высказывания). Однако, некоторые высказывания воспринимаются как возникшие спонтанно, без осознаваемых оснований. Тогда мы говорим об интуиции. Человек различает неинтуитивные и интуитивные высказывания лишь в следствии осознания или не осознания связи этих высказываний с ранее полученным и имеющимся в памяти знаниями. Хотя оба высказывания - обоснованное, и интуитивное - суть непосредственный продукт Понимания. Сравнительная оценка Понимания Понимание может быть оценено лишь косвенно - через истинность или ложность продуцированных им высказываний. То есть нет рационального способа непосредственного сравнения индивидуальных Пониманий разных людей. Оценка Понимания затруднена и тем, что конкретные высказывания могут являть и как реальным продуктом Понимания, так и быть простым воспроизведением запомненного знания. Проблема тождества Понимания и Мира В Понимании фиксируется единство человека и Мира. Мир для человека – это его Понимание Мира. Однако, индивидуальное Понимание отражает лишь “часть” Мира. Об этом свидетельствует то, что индивидуальные Понимания разных людей (пусть и не сравнимые непосредственно) явно различаются - одни люди в Понимании имеют “больший” мир, чем другие. Хотя, конечно, как нечто не формализованное, внутреннее Понимание каждого человека едино, бесконечно и целостно. О неабсолютности индивидуального Понимания мы можем судить не только по неравноценности различных индивидуальных Пониманий, но и основываясь на личном опыте ошибок, свидетельствующем об ограниченности (неадекватности) индивидуального Понимания. И, конечно, убедительным подтверждением частичности индивидуального Понимания является возможность развития его в процессе познания. Именно этот процесс познания может дать некоторое мгновенное ощущение понимания Мира как некоего бесконечного абсолюта по сравнению с ограниченным индивидуальным Пониманием человека. Мир и мир (терминологическое уточнение) Для упорядочивания терминологии я буду использовать слово Мир (с прописной буквы) для обозначения неиндивидуального (объективного) мира как некоего пространства, в котором “размещаются” области индивидуальных миров. Тогда можно сформулировать такое высказывание: “индивидуальный мир человека тождественен его пониманию Мира”. Непосредственный субъективизм Для каждого человека мир есть его Понимание Мира и ничего больше. Высказывание типа “я понимаю, что Мир больше моего Понимания” фиксирует лишь несоизмеримость Знания и Понимания, невозможность формально выразить индивидуальное Понимание, а также естественное ощущение (понимание) бесконечности Мира. Единое основание тождественности индивидуальных Пониманий Индивидуальные Понимания разных людей формально несоизмеримы, так как они принципиально не могут быть адекватно и полностью выражены в виде набора высказываний. Но рассматривая всю социальную практику, способность людей к совместной деятельности, общению (пониманию друг друга) мы неизбежно должны прийти к выводу о тождественности разных индивидуальных Пониманий, о существовании некоторого внеиндивидуального единого основания отдельных Пониманий.

Источник: http://www.izobretem.ru/
Категория: Наука | Добавил: vitalg (01.Фев.2011)
Просмотров: 334