Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Наука [ Добавить статью ]

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ Индивидуальное Понимание
Знание Разграничение знания В контексте этой работы под знаниями я буду подразумевать зафиксированные и однозначно воспроизводимые высказывания (предложения) или системы высказываний на одном из формализованных языков (естественном, математическом или других научных). Главное для меня в этом определении знаний – это их однозначная языковая фиксация, позволяющая знаниям существовать независимо от человека, сохраняться вне его биологического организма. Именно эта внешняя человеку форма отличает знания, с одной стороны, от генетической информации и, с другой, от некоторых умений, навыков, внутренних пониманий человека, осознаваемых им, но не зафиксированных в формальных высказываниях (“понимаю, но сказать не могу”). Обращаю внимание читателя, что приведенное определение знаний (как и все другие определения в этой работе) – это лишь рабочая формулировка, необходимая для очерчивания рамок разговора, фиксирующая лишь ту сторону определяемого предмета, которая важна в конкретном месте изложения. Способы организации знания По способу организации знания можно разделить на три уровня: (1) единичные знания - невзаимосвязанные факты, такие, как даты, имена и проч.; (2) внешне организованные системы единичных знаний – совокупности невзаимосвязанных данных, соединенные внешними системообразующими принципами (рецепты, правила, каталоги); (3) научные теории – системы знаний (формальных высказываний) с однозначно зафиксированными связями между ними, наличие которых позволяет получать (выводить, вычислять) новые знания из имеющихся. На первом уровне (уровне единичных фактов) знание может быть получено либо с помощью непосредственного чувственного опыта (“я вижу, что у него голубые глаза”), либо получено в сформулированном виде от другого человека (“она сказала, что у него голубые глаза”). Часть наук (история, археология и другие описательные науки) работают на стыке второго и третьего уровней знаний. На втором и третьем уровне знания имеют выраженный социальный (не личностный) характер как по своему использованию, так и по способам формирования и распространения. Формальное тождество социального и индивидуального знаний О знании можно говорить и как о социальном явлении (совокупности научных теорий и данных), и как об индивидуальном знании, хранящемся в памяти отдельного человека. В общем случае можно утверждать тождественность этих знаний (верней, тождественность индивидуального знания некоторому фрагменту социальных знаний, поскольку трудно представить себе человека, обладающего столь феноменальными способностями, чтобы запомнить все наличное знание, накопленное человечеством.) Это тождество формально абсолютно, то есть знание закона всемирного тяготения отдельным человеком совпадает с формулировкой этого закона в учебнике. И это знание может без каких-либо потерь воспроизводиться и передаваться от человека к человеку. Конечно, можно рассматривать множество случаев, когда знания отдельного человека не полностью совпадают с социальными – не все запомнил, забыл со временем и т.д. Но в большей степени эти проблемы являются предметом изучения психологии и не столь существенны на нашем уровне рассмотрения. Индивидуальное понимание Знание и понимание Давая определение знаниям, я отделил их от некоторого внутреннего, не формулируемого, не фиксируемого содержания человека, имеющего непосредственное отношение к познанию. Это содержание я буду называть ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПОНИМАНИЕМ человека. Наиболее полно сущность индивидуального понимания выражается уже упоминавшейся фразой “понимаю, но сказать не могу”. Индивидуальное понимание есть некоторое внутреннее непосредственное ощущение смысла изначально не фиксируемого в формальных высказываниях. Это ощущение формируется приобретенными знаниями, то есть можно сказать, что знания генерируют понимание, которое с этой стороны выступает, как осознанное (воспринятое) знание. Но, с другой стороны, сами знания (формальные высказывания) порождаются только индивидуальным пониманием и могут рассматриваться как объективированное (застывшее) понимание. Использование термина “понимание” Слово “Понимание” я предпочел другим близким по значению терминам по вполне обоснованной причине: понимание – это не только наличие некоторого содержания, но и процесс формирования этого содержания на основе социального обучения (получения знаний, общения и т.д.) и чувственного опыта. Рассматривая понимание не как нечто направленное на предмет познания, а как в большей степени продуцирующее новые высказывания, можно было бы для его обозначения использовать категорию “Разум”. Но я считаю, что термин “понимание”, более точно отражает сущность человеческого мышления, которому я приписываю такие функции как, восприятие знаний и чувственных данных, создание на их основе некоторой неформальной системы (внутреннего мира человека) и продуцирование высказываний. Для различения “Понимания” как индивидуального мира, от “понимания” как процесса перевода формального знания в понимание, буду первое писать со прописной, а второе с строчной букв. И еще одна терминологическая договоренность: все, на что направлено наше познание я буду называть “Предметом”, используя это слово как обобщающее понятие для таких терминов как “объект”, “явление”, “вещь”. Европейское и восточное познания Понимание предмета (то есть создание некоего внутреннего неформального его образа, ощущения) может быть сформировано двумя традиционными для человечества способами: (1) в результате изучения всего комплекса знаний (научных данных, теорий) о предмете, что характерно для традиционно европейского мышления, (2) а также культивированием религиозных практик, распространенных в Индии и других восточных странах. Хотя восточное Понимание предмета может быть более глубоким (человек обладающий им способен сделать большее количество истинных высказываний о предмете), европейское Понимание может продуцировать не только отдельные высказывания, но и взаимосвязанные их системы – научные теории. Главным формальным результатом европейского способа познания является накопление объективных знаний, оно нацелено на их фиксацию, трансляцию и носит социальный характер. Восточное познание индивидуально и направлено лишь на формирование методик, помогающих развивать Понимание отдельного человека. Знания в восточном познании имеют лишь вторичный не системный характер. Далее, где это специально не оговорено, я буду рассматривать европейское научное познание.

Источник: http://www.izobretem.ru/
Категория: Наука | Добавил: vitalg (01.Фев.2011)
Просмотров: 318