Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Наука [ Добавить статью ]

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ Проблема соотношения знания и Понимания
Понимание предмета дает нам возможность сделать истинное высказывание о предмете. (Здесь, до начала специального разговора о значении термина “истинность”, под истинным высказыванием, я буду подразумевать высказывание некоторым образом соответствующее реальности, подтверждаемое опытом.) Чем достовернее (глубже, шире, полнее, адекватнее) наше Понимание, тем большее количество истинных (подтверждаемых) высказываний мы можем сделать. Хотя истинные высказывания могут храниться в памяти человека и в готовом виде, составляя конечный набор его знаний. Каково же соотношение между индивидуальными Пониманием и знаниями? Можно выделить два крайних случая соотношения знаний и Понимания отдельного человека: 1) отсутствие каких либо формализованных знаний при абсолютном понимании предмета – идеал восточной мудрости; 2) наличие максимального набора механически запомненных знаний (формальных высказываний), без малейшего намека на их понимание. Обычно в голове среднего европейца реализуется промежуточный вариант – накопление некоторого количества знаний на основе которых формируется Понимание, которое в свою очередь может как воссоздавать ранее полученные, но забытые формулировки, так и продуцировать новые знания. Принцип неопределенности знаний и Понимания Проблема соотношения количества знаний и их понимания наиболее наглядно проявляется при анализе научных теорий. В некой средней области - скажем в физике малых скоростей при соизмеримых с человеком масштабах (то есть в классической науке) - знание и понимание теории вполне может быть адекватным. То есть можно сказать, что наше Понимание явления притяжения тел, обладающих массой, эквивалентно нашему знанию закона всемирного тяготения Ньютона. Но удаляясь от этой усредненной области, мы уже не можем совместить наше Понимание и знание. Например, рассматривая с этой позиции квантовую механику, мы безусловно утверждаем, что наши знания точны, то есть мы можем использовать их для получения новых истинных высказываний, но при этом не беремся констатировать, что мы что-то понимаем. Анализируя различные ситуации взаимоотношения знания и понимания можно выдвинуть принцип неопределенности: Знания и Понимание не могут быть одновременно максимальными. (К обсуждению принципа неопределенности знания и Понимания я еще вернусь при рассмотрении проблемы построения единой научной теории.) Понимание как процесс Понимание – это процесс, и именно в этом процессе тождественны две, казалось бы, различные функции Понимания: усвоение имеющихся знаний и продуцирование новых знаний. Понимание как процесс, с одной стороны, оживляет наличные знания, вдыхает жизнь в формальные схемы, и, с другой стороны, реализует себя в новых высказываниях. При пропадании отдельных звеньев в схеме знаний, Понимание может достроить их. Расширение Понимания Понимание может “расширяться”. Кавычки я использовал для того, чтобы указать, что процесс расширения индивидуального Понимания скорее интенсивный, чем экстенсивный (накопительный) и скорее дискретный, чем непрерывный. Здравый смысл как ненаучное Понимание Понимание может быть сформировано как на основе научных знаний, получаемых в процессе целенаправленного обучения, так и стихийно, в повседневном воспитании и общении. Такое непосредственное ненаучное Понимание может восприниматься как квинтэссенция социального опыта, и обычно мы воспринимаем его как здравый смысл. Высказывания здравого смысла правильнее назвать не знаниями, а мнениями. (Терминологически здравый смыл как элементарное ненаучное понимание можно отождествить с Рассудком.)

Источник: http://www.izobretem.ru/
Категория: Наука | Добавил: vitalg (01.Фев.2011)
Просмотров: 296