Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Образование консервативное и прогрессивное; Образование как перестройка
Одни понимают образование как раскрытие врождённых способностей, идущее изнутри, другие — как образование личности извне с помощью изучения вещественных предметов природы или культурных артефактов прошлого, но можно в основу концепции положить идею развития личности и ут­верждать, что образование есть постоянная переустройство и перестройка опыта. Оно всегда имеет перед собой эту непо­средственную цель, и в той мере, в какой та или иная дея­тельность способствует образованию, она преобразует состав опыта. Образование в детстве, юности и взрослой жизни протекает одинаково в том смысле, что ценность опыта на любом этапе определяется тем, что в самом деле усвоено, и с этой точки зрения главное в жизни — это наполнить каждое её мгновение собственным пониманием его смысла. Таким об­разом, мы можем определить образование как перестройку, или переустройство, опыта, которая расширяет его смысл и увеличивает способность человека выбирать направление для последующего опыта. 1. Расширение смысла происходит за счёт возросшей способности восприятия связей и смежности действий, в ко­торые мы вовлечены. Деятельность возникает импульсивно, она поначалу слепа и не знает, зачем она, каковы её связи с другими действиями. Деятельность образовательного характера заставляет человека осознать некоторые связи, которые прежде им не воспринимались. Обратимся снова к нашему простому примеру: ребёнок, прикоснувшийся к яркому огню, обжигается. Таким образом он узнаёт, что прикосновение к чему-то, производящему яркий свет, означает жар и боль, т. е. яркий свет некоторого типа указывает на то, что перед ним — источник жара. Действия, посредством которых учёный в своей лаборатории изучает пламя, в принципе ничем не отличаются от этих: посредством некоторых действий он делает доступными восприятию некоторые, прежде пренебрегаемые связи между жаром пламени и другими предметами. Мысли на полях Одни понимают образование как раскрытие врождённых способностей, идущее изнутри, другие — как образование лич­ности извне с помощью изучения вещественных предметов природы или культурных арте­фактов прошлого, но можно в основу концепции положить идею развития личности и утверждать, что образовать есть постоянная переустройство и перестройка опыта. Образование в детстве, юности и взрослой жизни про­текает одинаково в том смысле, что ценность опыта на любом этапе определяется тем, что в самом деле усвоено, и с этой точки зрения главное в жизни — это наполнить каждое её мгновение собственным пони­манием его смысла. Расширение смысла происходит за счёт возросшей способности восприятия связей и смежности действий, в которые мы вовлечены. Другая сторона образова­тельного опыта — увеличение способности выбирать направ­ление для поиска нового опыта и возможности управлять им. Тем самым его действия с вещами приобретают больший смысл. Он лучше понимает то, что делает, и может умышленно вызывать некоторые последствия вместо того, чтобы просто позволить им происходить, и что это, в сущности, одно и то же. Вследствие расширения знания о пламени происходит приращение к смыслу слова: всё, что становится известно о воспламенении, окислении, излучении тепла и повышении температуры, может стать неотъемлемой частью содержания этого понятия. 2. Другая сторона образовательного опыта - увеличение способности выбирать направление для поиска нового опыта и возможности управлять им. Если человек знает, чего он хочет, если он может своими действиями вызывать желаемые последствия, следовательно, он может предвосхищать события будущего, а потому заранее подготовиться так, чтобы обеспечить наиболее выгодные последствия и избежать не­желательных. Так что подлинно образовательным опытом является такой, в котором человек имеет возможность и получать знания, и развивать свои способности. Такой опыт противостоит, с одной стороны, однообразной деятельности, а с другой — беспорядочному, взбалмошному поведению. а) В последнем случае человека «не волнует, что слу­чится», он просто отпускает поводья и никак не связывает по­следствия своих действий с самими действиями. Мы привычно хмуримся, наблюдая такие непродуманные, случайные действия, рассматривая их как злостное хулиганство, безала­берность или непокорство. Причины такой хаотичной деятель­ности можно искать и в самой природе детского возраста, но в настоящей действительности подобные действия чаще всего связаны с взрывным характером и плохой приспособленностью к среде. Люди совершают бессмысленные действия, когда находятся под жёстким внешним контролем, когда у них нет собственной цели и они выполняют то, что им велели, не понимая связи своей деятельности со всем остальным. Можно, конечно, учиться и выполняя нечто непонятное, ведь даже в наших сознательных действиях мы многое со­вершаем, не отдавая себе отчёта, поскольку большинство их связей мы просто не улавливаем. Но учимся мы только потому, что после выполнения данного действия мы замечаем итоги, на которые не рассчитывали. Мысли на полях Так что подлинно образо­вательным опытом является такой, в котором человек имеет возможность и получать знания, и развивать свои способности. Такой опыт противостоит, с одной стороны, однообразной деятельности, а с другой — беспорядочному, взбалмошному поведению. а) Люди совершают бес­смысленные действия, когда находятся под жёстким внешним контролем, когда у них нет собственной цели и они выпол­няют то, что им велели, не по­нимая связи своей деятельности со всем остальным. Но учимся мы только потому, что после выполнения данного действия мы замечаем итоги, на которые не рассчитывали. б) Однообразное, автома­тическое выполнение действий способно значительно усилить известный навык, и в этом смысле можно говорить об их образовательном воздействии, но привычное действие не ведёт к выявлению новых связей и взаимовлияний, тем самым скорее ограничивая, чем расширяя смысловой горизонт. А поскольку среда не остаётся постоянной, должны меняться и наши способы действий, чтобы успешно поддерживать соответственную связь с миром. Правда, в школе значительная часть учебы состоит в освоении правил, по которым ученики должны действовать. Правила часто таковы, что даже выполнив необходимые дей­ствия, ученики не приходят к установлению связи между следствием (скажем, ответом задачи) и использованным способом. Получение нужного следствия остаётся чем-то вроде фокуса или чуда. Такая деятельность, по существу, бес­смысленна и вырабатывает привычку к бессмыслице, б) Однообразное, автоматическое выполнение действий способно значительно усилить известный навык, и в этом смысле можно говорить об их образовательном воздействии, но привычное действие не ведёт к выявлению новых связей и взаимовлияний, тем самым скорее ограничивая, чем расширяя смысловой горизонт. А поскольку среда не остаётся постоян­ной, должны меняться и наши способы действий, чтобы ус­пешно поддерживать соответственную связь с миром. Едино­образный, стандартный способ действия в опасный момент может обернуться несчастьем, а превосходный «навык» — полной беспомощностью. Существенное отличие понимания образования как не­прерывной перестройки от тех односторонних представлений, которые осуждались в этой и предыдущих главах, состоит в том, что оно определяет образование как процесс и как след­ствие. Сначала это кажется противоречием, но только сначала. Дело в том, что приобретение опыта требует времени, так что каждый последующий шаг завершает более раннюю стадию и начинает новую. Опыт высвечивает связи, которые су­ществовали и раньше, но не были поняты. Таким образом, по­следующие итоги раскрывают смысл предыдущих, а опыт в целом в каждый момент определяет предпосылки вовлечения в него вещей, имеющих тот же смысл. Любой такой непрерывный опыт является образовательным, и всё образование состоит в приобретении подобного опыта. Последнее, о чём хочется упомянуть (полнее это будет раскрыто в дальнейшем), что перестройка опыта может быть делом не только отдельного человека, но и общества в целом. В предыдущих главах мы для простоты изложения рассуждали так, как будто образование подрастающего поколения... направлено лишь на то, чтобы они догнали взрослых в плане развития и доступа к возможностям группы. Такое представление в основном соответственно описывает не­движные общества, считающие высшей ценностью поддер­жание установленных обычаев. Мысли на полях Дело в том, что приобретение опыта требует времени, так что каждый последующий шаг завершает более раннюю стадию и начинает новое. Опыт высвечивает связи, которые существовали и раньше, но не были поняты. Таким образом, последующие итоги раскрывают смысл предыдущих, а опыт в целом в каждый момент оп­ределяет предпосылки вовле­чения в него вещей, имеющих тот же смысл. ...Перестройка опыта может быть делом не только отдельного человека, но и общества в целом. В предыдущих главах мы для простоты изложения рассуждали так, как будто образование подрастающего поколения... направлено лишь на то, чтобы они догнали взрослых в плане развития и доступа к возможностям группы. ...В развивающихся обще­ствах приобретение молодёжью опыта стараются устроить так, чтобы он способствовал выра­ботке лучших навыков и уста­новок, а не воспроизводил су­ществующие, с тем чтобы бу­дущее общество взрослых людей превосходило нынешнее. Но в развивающихся обществах приобретение молодёжью опыта стараются устроить так, чтобы он способствовал выработке лучших навыков и установок, а не воспроизводил существующие, с тем чтобы будущее общество взрослых людей превосходило нынешнее. Люди давно уже поняли, что образование в какой-то сте­пени можно сознательно использовать для устранения явных недостатков общества: если вывести молодых людей на дорогу, свободную от ныне существующих пороков, образование станет средством осуществления лучших надежд человече­ства. Но мы, несомненно, ещё далеки от осознания вероятных возможностей образования как созидательного средства улучшения общества, от понимания того, что оно — развитие не только нынешних детей и юношества, но и того будущего общества, в котором они будут жить. Подведём итог. Образование можно строить либо с ог­лядкой на прошлое, либо с мыслью о будущем. Иными сло­вами, его можно рассматривать либо как процесс приспособ­ления будущего к прошлому, либо как использование прошлого в качестве сырья для становления будущего. В первом случае стандарты прошедшего используются в качестве образцов для настоящего. Ум рассматривается как совокупный содержательный континуум, созданный в следствие введения тех или иных сведений. В этом случае более ранние доли со­ставляют вещество, к которому будут привязываться после­дующие. Самые ранние впечатления детей чрезвычайно важны, и это необходимо подчеркнуть, поскольку на деле их очень часто недооценивают. Однако они не состоят из предъ­являемого извне сырья, а возникают во взаимодействии вро­ждённых задатков со средой, постепенно изменяются и задатки, и среда. Недостаток теории создания посредством связи представлений (Гербарт) состоит в пренебрежении этими не­прерывными взаимодействиями и изменениями. Те же критические соображения применимы к теориям, ограничивающим содержание образования культурным на­следием прошлого, особенно при изучении литературы. Если эти тексты изучать в отрыве от действительности, в которой людям приходится действовать, они создают особую, альтер­нативную среду. Однако их, безусловно, можно изучать с пользой, расширяя с их помощью смысл явлений, с которыми нам приходится живо иметь дело в настоящем. Предлагаемая нами концепция образования в основе своей сводится к идее непрерывной перестройки опыта, чем она резко отличается от концепций образования как подготовки к взрослой жизни, рас­крытия врождённых способностей, создания личности внеш­ними влияниями повторения прошлого.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 264