Главная » Статьи » Образование | [ Добавить статью ] |
Ребёнок и программа;
Глубокие теоретические разногласия никогда не бывают беспричинны и надуманны. Они вырастают из составляющих противоречия, заключающихся в подлинных сложностях — сложностях подлинных потому, что их составляющие, взятые как есть, находятся в противоречии между собой. В каждой значительной сложности заключены условия, которые в данный миг противоречат друг другу. Разрешения их можно достигнуть, только отбросив старое значение понятий, к ним прикреплённых, и посмотрев на условия с новой точки зрения. Но такая перестройка требует работы мысли. Поддержка того, что мы уже знаем, и защита его от нападок гораздо легче отказа от сложившихся идей и знакомых фактов.
Таким путём возникают секты — школы мнений. Каждая из них подбирает мысли, соответствующие ей, и затем воздвигает из них полные и независимые истины, вместо того, чтобы смотреть на них как на условия задачи, нуждающиеся в проверке.
Основными условиями воспитательного процесса являются незрелое, неразвитое существо и известные общественные задачи, мнения и ценности, воплощённые в зрелом опыте взрослых. Воспитательный процесс есть посредник между этими силами. Такой взгляд на отношение между ними, который обеспечивал бы более полное и более свободное посредничество, является сутью педагогической теории. Но тут выступают вперёд усилия мысли.
Мысли на полях
Поддержка того, что мы уже знаем, и защита его от нападок гораздо легче отказа от сложившихся идей и знакомых фактов.
Основными условиями воспитательного процесса являются незрелое, неразвитое существо и известные общественные задачи, мнения и ценности, воплощённые в зрелом опыте взрослых.
Вместо того, чтобы смотреть на воспитание как на нечто положительное и целое, мы видим положения, находящиеся в противоречии между собой. Мы противополагаем ребёнка программе; личную природу — общественной культуре.
Гораздо легче видеть различные положения в отдельности, настаивать на одном в ущерб другому и делать из них противников, чем открыть ту сущность, к которой каждый из них принадлежит. Совсем не трудно уцепиться за что-нибудь в природе ребёнка или развитом сознании взрослого и считать это ключом во всей сложности. Когда это случается с серьёзной практической задачей — задачей посредничества — то она превращается в нереальную, а следовательно, неразрешимую теоретическую задачу.
Вместо того, чтобы смотреть на воспитание как на нечто положительное и целое, мы видим положения, находящиеся в противоречии между собой.
Мысли на полях
Но круг личных отношений ребёнка довольно узок... Его мир есть мир людей с их личными интересами, а не царство фактов и законов... В противоположность этому школьные программы дают материал, бесконечно растягивающийся назад во времени и бесконечно расширяющийся вперёд в пространстве... На небольшой клочок его личных воспоминаний и обычаев налагаются длинные века истории всех народов.
Мы противополагаем ребёнка программе; личную природу — общественной культуре. Каждый отдел педагогических мнений имеет свою противоположность.
Но круг личных отношений ребёнка довольно узок. Факты становятся достоянием его опыта только в том случае, если они тесно и определённо затрагивают его собственное благополучие или благополучие его семьи и друзей. Его мир есть мир людей с их личными интересами, а не царство фактов и законов. А ключом к нему являются расположение и сочувствие, а не истина, рассматриваемая с точки зрения соответствия внешним фактам. В противоположность этому школьные программы дают материал, бесконечно растягивающийся назад во времени и бесконечно расширяющийся вперёд в пространстве. Ребёнка берут из знакомой ему физической среды, простирающейся, самое большее, на квадратную милю в окружности, и помещают в необъятный мир, доводя даже до границ Солнечной системы. На небольшой клочок его личных воспоминаний и обычаев налагаются длинные века истории всех народов.
...Жизнь ребёнка цельна, нераздельна. Он легко и быстро переходит от одного предмета к другому, от одного места к другому и не чувствует при этом ни перехода, ни перерыва. У него нет сознательного разделения фактов и едва ли есть сознательное различение. Вещи, интересующие его, связаны между собой единством личных и общественных интересов, которые его жизнь несёт с собой. То, что является для него главным, составляет, в данный миг, весь его мир. Этот мир подвижен и текуч; его содержание растворяется и меняет образ с поразительной быстротой. Но, в конце концов, это всё-таки собственный мир ребёнка. Он един и полон, как его собственная жизнь. А когда он попадает в школу, то различные предметы дробят на части этот мир. География отбирает, обобщает и разбирает один набор фактов и с определённой точки зрения. Арифметика является другим отделом, грамматика — третьим и так до бесконечности.
Источник: http://jorigami.narod.ru | |
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011) | |
Просмотров: 321 |