Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Ребёнок и программа; часть 2
Кроме того, в школе все эти предметы подверглись известному подразделению. Факты взяты из их первоначального места в личном опыте и расположены в порядке, соответствующем некоторым общим принципам. А между тем подразделение не составляет сущности детского опыта; жизнь не преподносит личности явлений, разделённых по разделам. Разнообразие его личного опыта объединено жизненностью симпатий и рядом деятельностей. Ум взрослого настолько сжился с представлением о логически расположенных фактах, что он не признаёт — не может понять той массы разделяющих и преобразующих сил, влиянию которых подвергается факт из личного опыта, прежде чем он может появиться в виде научной идеи или предмета преподавания. Для разума принципы должны быть выделены и определены; факты должны быть объяснены в соответствии с этими принципами, а не сами по себе. Они должны быть собраны вокруг нового центра, отвлечённого и идеального. всё это указывает на развитие особых умственных интересов. Это указывает на уменье смотреть на факты непредвзято и беспристрастно, т. е. безотносительно к их месту и значению в личном опыте. Это указывает на способность разбирать и собирать. Это указывает на высоко развитые умственные привычки и владение техникой и аппаратом, необходимыми для научного исследования. Одним словом, подразделённые предметы являются продуктом науки веков, а не опыта ребёнка. Эти явные отклонения и несогласия между ребёнком и программой могут быть увеличены до бесконечности. Но мы имеем уже достаточное количество основных противоречий: прежде всего узкий, но личный мир ребёнка, противополагаемый безличному, но бесконечному миру времени и пространства; во-вторых, единство и полноту детской жизни, не соответствующие специализации программы и её делению на разделы; в-третьих, отвлечённые принципы логического подразделения и распределения, и практика и наука детской жизни. Из этих составляющих противоречия возникают различные педагогические секты. Одна школа обращает внимание на содержание программы, сравнивая её с содержанием личного детского опыта. Выходит так, как будто они говорят: жизнь ребёнка мелка, узка и несовершенна, в таком случае преподавание откроет ему широкий мир со всей полнотой и сложностью его содержания. Жизнь ребёнка эгоистична, центрична, импульсивна. В таком случае в этих предметах будет найден объективный мир истины, законности и порядка. Его опыт смутен, неопределёнен и зависит от настроения мига и данных условий? В таком случае науки преподнесут ему мир, основанный на вечных и общих истинах; мир, в котором всё размерено и определено. Отсюда следует мораль: не замечай и умаляй личные особенности, причуды и опыт ребёнка. Это то, от чего надо отделаться. Они должны быть заглушены и ограничены. Мысли на полях А между тем подразделение не составляет сущности детского опыта; жизнь не преподносит личности явлений, разделённых по разделам. ...Подразделённые предметы являются продуктом науки веков, а не опыта ребёнка. ...Мы имеем уже достаточное количество основных противоречий; прежде всего узкий, но личный мир ребёнка, противополагаемый безличному, но бесконечному миру времени и пространства; во-вторых, единство и полноту детской жизни, не соответствующие специализации программы и её делению на разделы; в-третьих, отвлечённые принципы логического подразделения и распределения, и практика и наука детской жизни. Одна школа обращает внима­ние на содержание программы, сравнивая её с содержанием лич­ного детского опыта. Выходит так, как будто они говорят: жизнь ре­бёнка мелка, узка и несовершенна... Жизнь ребёнка эгоистична, центрична, импульсивна. В таком случае в этих предметах будет най­ден объективный мир истины, за­конности и порядка. Отсюда следует мораль: не замечай и умаляй личные особен­ности, причуды и опыт ребёнка. Наша работа как воспитателей заключается в том, чтобы дать взамен этих поверхностных и случайных явлений прочные и правильно расположенные сущности; а их можно найти только в предметах преподавания и на уроках. Разделите каждый предмет на отдельные отрасли; отрасли — на уроки; каждый урок — на определённые факты и формулы. Заставьте ребёнка овладеть шаг за шагом каждой из этих отдельных частей, и, наконец, он овладеет всей площадью. Дорога, которая кажется такой длинной, если на неё смотреть в целом, может быть легко пройдена, при условии её деления на целый ряд ступеней. Поэтому главное внимание обращается на логическое распределение и последовательность в предметах преподавания. При таком взгляде задача обучения заключается в составлении учебников, разделённых на логические части, расположенные в известной последовательности, и в преподнесении этих частей классу таким же определённым и постепенным образом. Содержание программы является целью и определяет метод. Ребёнок — это просто незрелое существо, и его нужно сделать зрелым; он поверхность, и его надо углубить; его узкий опыт должен быть расширен. Он должен получать, принимать. Его роль исполнена, если он послушен и даёт вести себя. Не так говорит другая секта. Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего. Надо всегда иметь в виду его развитие, его рост, потому что только они могут служить мерилом. Все предметы преподавания должны служить его росту; они лишь инструменты, имеющие ценность постольку, поскольку они служат этой цели. Личность и характер важнее школьных предметов. Целью должно быть не знание или осведомление, а выявление личности. Ужасно обладать всеми знаниями мира, но потерять самого себя. Кроме того, никакие знания не могут быть внедрены в ребёнка извне. Ученье есть процесс деятельный: оно предполагает достижение всего посредством ума; оно основано на органическом усвоении, исходящем изнутри. Буквально, мы должны стать на место ребёнка и исходить от него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 305