Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Ребёнок и программа; часть 3
Единственный правильный метод тот, который следит за достижениями ума и его способностью усвоения. Содержание программы есть только умственная пища, возможный питательный материал. Он не может сам переварить себя и превратиться собственными усилиями в кости, мускулы и кровь. Источником всего мёртвого, механического и формального в школах является как раз это подчинение программе жизни и опыта ребёнка. Именно поэтому «учение» стало инозванцем чего-то неприятного, а урок — тождественен тяжёлой обязанности. Это основное противоположение ребёнка программе, выявленное в этих двух доктринах, может быть подкреплено целым рядом других выражений. «Дисциплина» является лозунгом тех, кто возвеличивает программу; «интерес» — тех, кто на своём гербе начертал слово «Ребёнок». Исходной точкой первых является логика, вторых — психология. Первые выдвигают необходимость хорошего образования для учителя; вторые — необходимость симпатии к ребёнку и знания его естественных инстинктов. «Руководство и проверка» — вот требования одной школы; «свобода и предприимчивость» — другой. Здесь утверждается законность; там провозглашается непосредственность. Одним дорого всё старое, всё то, что было достигнуто трудом и усилиями в течение веков; симпатии других лежат на стороне нового, меняющегося, прогрессивного. И они взаимно обвиняют друг друга в инертности и рутине, с одной стороны, в хаосе и анархизме — с другой. В ответ на упрёки в пренебрежении к священному авторитету и обязанностям слышатся обвинения в подавлении личности и в проявлении тиранического деспотизма. Такие разногласия редко доводятся до логического разрешения. Здравый смысл не может помириться с их крайностями, и поэтому они предоставляются теоретикам, между тем как здравый смысл колеблется в лабиринте соглашений. И вот необходимость объединения теории с практическим здравым смыслом возвращает нас к нашим первым положениям, а именно к тому, что мы имеем перед собой условия, которые неминуемо бывают связаны между собой в ходе воспитания, так как этот последний является процессом связующим и приспособляющим. Мысли на полях Не так говорит другая секта (школа). Ребёнок — это исходная точка, центр и конец всего... Все предметы преподавания должны служить его росту... Личность и характер важнее школьных предметов. Целью должно быть не знание или осведомление, а выявление личности. Ужасно обладать всеми зна­ниями мира, но потерять самого себя. Кроме того, никакие знания не могут быть внедрены в ребёнка извне... Не программа, а ребёнок должен определять как качество, так и количество обучения. Источником всего мёртвого, механического и формального в школах является как раз это подчи­нение программе жизни и опыта ребёнка. «Дисциплина» является ло­зунгом тех, кто возвеличивает про­грамму; «интерес» — тех, кто на своём гербе начертал слово «Ре­бёнок». Исходной точкой первых является логика, вторых — психо­логия. В таком случае, в чём же состоит задача? Да именно в том, чтобы отделаться от предвзятого мнения, что есть какая-то разница в качестве (в отличие от степени) между детским опытом и различными предметами, входящими в состав программы. Со стороны ребёнка всё дело в том, чтобы увидеть, что его опыт содержит составляющие — факты и истины — того же самого порядка, которые входят в школьный курс; и, что ещё важнее, понять, что этому опыту присущи те же переживания, поводы и интересы, которые действовали в развитии и распределении школьного курса. Со стороны ученья вопрос состоит в том, чтобы рассматривать их как выявление сил, присущих ребёнку, и отыскать тот мостик, который должен быть возведён между опытом ребёнка в настоящий миг и его более зрелым состоянием. Оставьте мысль о школьном курсе как о чём-то определённом и законченном, как о чём-то чуждом детскому опыту; перестаньте думать и о детском опыте как о чём-то решительном и прочном; смотрите на него как на нечто, находящееся в зачаточном состоянии, текучее, жизненное, и тогда вы увидите, что ребёнок и программа - это только две границы одного и того же процесса. Совершенно так же, как две точки определяют прямую линию, так и современное состояние ребёнка, с одной стороны, и научные факты и истины — с другой, определяют обучение. В сущности, ученьем называется постоянная перестройка, двигающаяся от непосредственного опыта ребёнка к упорядоченной массе истины, которую мы называем наукой. Различные предметы преподавания — арифметика, география, язык, ботаника и т. п. - суть не что иное, как опыт, опыт расовый. В них воплощены конечные итоги усилий и достижений человеческой расы, поколение за поколением. Они являются не только простым собранием, не только ворохом, состоящим из различных клочков опыта, но в упорядоченном и систематизированном виде. Следовательно, факты и истины, заключённые в детском опыте, а также и в школьном курсе, суть первый и последний знак одной и той же сущности. Противополагать их друг другу - значит противополагать детство зрелости, той же самой развивающейся жизни; это значит восстанавливать друг против друга стремление к движению и конечные итоги одного и того же процесса; это значит предполагать, что природа ребёнка и его судьба враждуют друг с другом.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 338