Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Ребёнок и программа; часть 4
Если это так, то задача об отношении ребёнка к программе может быть выражена следующим образом: какую пользу в отношении воспитания может нам оказать предвидение конца с самого начала работы? Какую помощь оказывает оно нам в работе с младшим возрастом и в предвидении более поздних ступеней? Мы уже согласились относительно того, что обучение представляет возможности развития, заключающиеся и в непосредственном опыте ребёнка; но, в конце концов, это обучение не является составной частью этой жизни. В таком случае зачем или как использовать его? В этом вопросе содержится и ответ на него. Видеть итог - значит знать, в каком направлении движется данный опыт, в том случае, если это движение нормально и правильно. Отдалённая точка, не имеющая для нас никакого значения именно вследствие своей отдалённости, становится чрезвычайно важной с того мига, как она становится показателем направления движения. Если смотреть таким образом, то не может быть отдалённых итогов, к которым надо стремиться, но есть только руководящие методы в работе с настоящим. Другими словами, систематизированный и определённый опыт взрослых имеет для нас значение для объяснения жизни ребёнка в том виде, в каком она стоит перед нами, и для подхода к руководству ею. Разберём обе эти мысли: объяснение и руководство. Непосредственный опыт ребёнка сам себя ни в каком случае не объясняет; он далеко не закончен: он далеко не совершенен и является лишь признаком определённого стремления к росту. Если мы будем обращать внимание только на то, что ребёнок производит в каждый данный миг, мы непременно запутаемся. Мы не можем понять значения его действий. Крайнее принижение ребёнка в моральном и умственном отношении или сентиментальная идеализация его происходят от одного общего заблуждения. Оба происходят от того, что на стадии роста или движения смотрят как на нечто определённое и законченное. Первые не видят обещаний, содержащихся в действиях и чувствах, которые, взятые сами по себе, могут показаться мало обещающими и отталкивающими; вторые не понимают того, что даже самые приятные и красивые действия — только знаки, которые начинают портиться и разлагаться с того самого мига, как их принимают за определённые достижения... Если мы будем изолировать наклонности, цели и опыт ребёнка от того места, которое они занимают, и той роли, которую они играют в развитии опыта, то все они будут стоять на одном уровне; все они одинаково хороши и одинаково плохи. Но в общем движении жизни различные составляющие стоят на различных ступенях по своей ценности. Мысли на полях ...Факты и истины, заключённые в детском опыте, а также и в школьном курсе, суть первый и по­следний знак одной и той же сущ­ности. Противополагать их друг другу - значит противополагать детство зрелости той же самой разви­вающейся жизни... Видеть итог - значит знать, в каком направлении движется дан­ный опыт, в том случае, если это движение нормально и правильно. Отдалённая точка, не имеющая для нас никакого значения именно вследствие своей отдалённости, становится чрезвычайно важной с того мига, как она становится пока­зателем направления движения. ...Систематизированный и оп­ределённый опыт взрослых имеет для нас значение для объяснения жизни ребёнка в том виде, в каком она стоит перед нами, и для подхода к руководству ею. Крайнее принижение ребёнка в моральном и умственном отношении или сентиментальная идеализация его происходят... от того, что на стадии роста или движения смотрят как на нечто определённое и законченное. Некоторые из детских поступков являются признаками упадочных направленностей; они — лишь пережитки в функциях органа, исполнившего свою роль и выходящего из употребления. Поддерживать такие качества значит задерживать развитие на более низкой ступени; значит систематически способствовать сохранению изжившей фазы роста. Другие деятельности являются признаком нарастающей силы и интереса; к ним вполне применимо выражение: «куй железо, пока горячо», и вопрос стоит так: или теперь, или никогда. Если их отобрать, использовать, обратить на них особенное внимание, то они могут быть поворотным пунктом к добру для всей будущности ребёнка; если ими пренебречь, то случай безвозвратно упущен. Третьи поступки и чувства имеют пророческое значение; они — лишь проблески того света, который будет ровно светить только в отдалённом будущем. Что касается до них, то с ними в данное время делать нечего, надо предоставить их самим себе и ждать того времени, когда ими можно будет руководить. Совершенно так же, как слабой стороной «старого воспитания» были противоположение незрелости ребёнка зрелости взрослого и взгляд на эту незрелость как на нечто, от чего надо отделаться как можно скорее и как можно основательнее, так и в «новом воспитании» есть одна опасность, а именно — взгляд на силы и интересы ребёнка как на нечто законченное и значительное само по себе. В действительности его знания и достижения текучи и подвижны. Они меняются изо дня в день и с часу на час. Было бы очень плохо, если бы изучение ребёнка оставило в уме масс такое представление, что ребёнок известного возраста обладает определённым запасом стремлений и интересов, которые и следует культивировать в том виде, в каком они есть. Интересы суть, в действительности, не что иное, как определённое отношение к возможному опыту; они ещё далеко не достижения; их ценность заключается в возможности подъёма, которую они предоставляют, но не в завершении опыта. Если смотреть на явления данного возраста как на заключающие в себе и своё объяснение, и своё содержание, то в итоге неминуемо появятся потворствование и порча. Мы потворствуем всякой силе — взрослого или ребёнка, — если мы её рассматриваем на данном уровне сознания. А между тем, её подлинное значение заключается в тех возможностях достижения более высоких ступеней, которые в ней заключены. В этом направлении и нужна работа. Взывание к интересу на том уровне, на котором он находится, ведёт к возбуждению; поступать так - значит играть с силой, всё время шевеля её, но не указывая ей конечной цели.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 319