Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Ребёнок и программа; часть 5
Непрерывное начинание, непрерывный подступ к деятельности, которая всё не наступает, так же вредно в практическом отношении, как постоянное подавление инициативы ради предполагаемых интересов, свойственных более совершенной мысли или воле. Это похоже на то, что ребёнок постоянно пробует, но никогда не ест; его нёбо всегда раздражено, но он никогда не получает того органического удовольствия, которое наступает только после того, как пища будет переварена и превратится в действующую силу. Как бы в противовес такому мнению содержание природоведения, истории и искусства раскрывает перед нами настоящего ребёнка. Мы не понимаем значения ни его наклонностей, ни его действий и можем смотреть на них только как на прорастающие семена, развёртывающиеся почки или зреющий фрукт. Всего видимого мира слишком мало, чтобы ответить на вопрос о значении стремления ребёнка к свету и форме. Далеко не слишком много всей физики как науки, чтобы объяснить нам настоящим образом, что заключается в простом вопросе ребёнка, требующем разъяснения по поводу случайного изменения, привлекшего его внимание. Всего искусства Рафаэля [1] или Коро [2] не слишком много, чтобы помочь нам оценить импульсы, под влиянием которых ребёнок рисует или красит. [1] Рафаэль Санти (1483-1520) — итальянский живописец и архитектор, представитель Высокого Возрождения. [2] Коро Камил (1796-1875) — французский живописец, мастер пейзажа. Мысли на нолях Третьи поступки и чувства имеют пророческое значение; они лишь проблески того света, который будет ровно светить только в отдалённом будущем. Совершенно так же, как слабой стороной «старого воспитания» были противоположение незрелости ребёнка зрелости взрослого и взгляд на эту незрелость как на нечто, от чего надо отделаться как можно скорее и как можно основательнее, так и в «новом воспитании» есть одна опасность, а именно — взгляд на силы и интересы ребёнка как на нечто законченное и значительное само по себе. Если смотреть на явления данного возраста как на заключаю­щие в себе и своё объяснение, и своё содержание, то в итоге неми­нуемо появится потворствование и порча. Всё это относится к содержанию преподавания как к объясняющему условию. Его дальнейшее применение к руководству и направлению является лишь развитием той же самой мысли. Объяснить факт - значит суметь увидеть его в его жизненном движении, увидеть его связь с ростом. Но смотреть на него как на часть нормального роста - значит обеспечить себе возможность руководить им. Руководство не есть внешнее принуждение. Оно состоит в том, чтобы дать свободу жизненному процессу для его собственного, более целесообразного выявления. Взывание к интересу на том уровне, на котором он находится, ведёт к возбуждению; поступать так - значит играть с силой, всё время шевеля её, но не указывая ей ко­нечной цели. То, что было сказано о презрении к детскому опыту вследствие его отдалённости от опыта взрослых и от сантиментальной идеализации наивных детских капризов и поступков, может быть повторено и здесь, но несколько иными словами, есть люди, которые не видят средины между насилием над ребёнком и предоставлением его самому себе. И не видя этой средины, одни выбирают один метод, другие — другой. И те и другие впадают в ту же самую ошибку. И те и другие не видят, что развитие есть определённый процесс, имеющий свои собственные законы и который может быть доведён до конца только при наличии подходящих и нормальных условий. Для того, чтобы правильно объяснить незрелые импульсы ребёнка в счёте, измерении и ритмическом расположении предметов, надо обладать математическим образованием, т. е. знанием математических формул и тех отношений, которые в истории расы возникли из таких же несовершенных начинаний. Знать всю историю развития, заключённую между этими двумя границами, значит просто понимать, на какую ступень следует встать ребёнку в каждый данный миг, с какой целью он должен применить свой слепой импульс, чтобы он прояснился и приобрёл силу. И ещё раз, если «старое воспитание» пренебрегало динамические качества, развивающиеся силы, свойственные детскому опыту, и, следовательно, придерживалось того мнения, что руководство и проверка должны поставить ребёнка на определённый путь и заставить его идти по нему, то «новое воспитание» находится в опасности посмотреть на идею развития слишком щепетильно и поверхностно. Оно ожидает от ребёнка, что он «разовьёт» тот или другой факт, ту или другую истину из своего собственного ума. Ему предлагают самому придумывать вещи или делать их, не создавая для него условий, необходимых для возбуждения мысли и руководства ею. Из ничего нельзя ничего и сделать; из несовершенного может быть создано только несовершенное и это именно и случается, когда мы отсылаем ребёнка к его собственной личности как к чему-то конечному и предлагаем ему создавать из этого новые истины природы и поведения. Ожидать от ребёнка, что он может создать целый мир только из своего ума, так же безрассудно, как и попытка любого философа в разрешении этой задачи. Мысли на полях Как бы в противовес такому мнению содержание природоведе­ния, истории и искусства раскрывает перед нами настоящего ребёнка. Мы не понимаем значения ни его наклонностей, ни его действий и можем смотреть на них только как на прорастающие семена, развёр­тывающиеся почки или зреющий фрукт. Все это относится к содержа­нию преподавания как к объясняю­щему условию. Его дальнейшее применение к руководству и направлению является лишь развити­ем той же самой мысли. Объяснить факт - значит суметь увидеть его связь с ростом. Но смотреть на него как на часть нормального роста -значит обеспечить себе возможность ру­ководить им. Руководство не есть внешнее принуждение. Оно состоит в том, чтобы дать свободу жизненному процессу для его собственного, более целесообразного выявления. Развитие совсем не состоит только в получении чего-нибудь из своего собственного ума. Оно состоит в развитии опыта и в опыте, действительно необходимом. А это возможно только в том случае, если будет создана воспитательная среда, которая даст возможность осуществляться тем силам и интересам, которые будут сочтены ценными. Они должны действовать, а как они будут действовать, зависит всецело от стимулов, которыми они будут окружены, и от материалов, на которых они будут упражняться. Таким образом, задача руководства заключается в подборе подходящих стимулов для тех импульсов и инстинктов, которые желательно применить в приобретении нового опыта. Какие новые опыты желательны и какие для этого нужны стимулы, нельзя сказать, не имея ясного представления о том развитии, которое имеют в виду; одним словом, до тех пор, пока знание взрослых не будет привлечено к раскрытию возможного поприща, стоящего перед ребёнком.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 320