Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Ребёнок и программа; часть 6
Полезно было бы сделать различие и установить связь между логическим и психологическим видами опыта; первый может занять место содержания преподавания, второй — помочь установить связь с ребёнком. Психологическое утверждение опыта следует за его собственным ростом; он историчен; он отмечает действительные шаги, как неровные и неуверенные, так и уверенные и достигающие известных итогов. Логическая точка зрения, с другой стороны, предполагает, что развитие достигло известного совершенства. Она пренебрегает процессом и считается только с итогами. Она суммирует и распределяет, и отделяет, таким образом, конечные итоги от действительных шагов, благодаря которым они появились. Разницу между логическим и психологическим можно сравнить с разницей между заметками, которые делает исследователь в новой стране, отмечая следы и отыскивая путь своими собственными средствами, и законченной картой, начертанной после того, как местность хорошо изучена. И то, и другое взаимно зависят друг от друга. Без более или менее случайных и отклоняющихся от истины путей, проложенных исследователем, нельзя было бы собрать фактов, дающих возможность начертить более полный и связный план. Но первоначальное путешествие не принесло бы никому пользы, если бы оно не подверглось сравнению и проверке через путешествия, предпринятые другими; т. е., если бы новые географические открытия, переход через реки, восхождение на горы и т.п. рассматривались как случайные происшествия в путешествии отдельного путешественника, а не в связи с подобными же уже известными фактами. На карте приводятся в порядок личные опыты, связанные между собой независимо от местных и временных условий и случайностей, сопутствующих их первоначальным открытиям. Какой же смысл в выраженном утверждении опыта? Какой смысл в карте? Мысли на полях Есть люди, которые не видят средины между насилием над ре­бёнком и предоставлением его са­мому себе. И не видя этой средины, одни выбирают один метод, другие — другой. И те и другие впадают в ту же самую ошибку. И те и другие не видят, что развитие есть определённый процесс, имеющий свои собственные законы... И ещё раз, если «старое вос­питание» пренебрегало динамиче­ские качества, развивающиеся силы, свойственные детскому опыту, и, следовательно, придерживалось того мнения, что руководство и проверка должны поставить ребёнка на определённый путь и заставить его идти по нему, то «новое воспитание» находится в опасности посмотреть на идею развития слишком щепетильно и поверхност­но. Ожидать от ребёнка, что он может создать целый мир только из своего ума, так же безрассудно, как и попытка любого философа в разрешении этой задачи. Развитие... состоит в развитии опыта и в опыте, действительно необходимом. Хорошо, скажем сначала, чего нет в карте: Карта не может заменить личного опыта. Карта не может заменить действительного путешествия. Логически составленный научный материал или материал для изучения и обучения не может заменить личного опыта. Математическая формула падающего тела не может заменить личного соприкосновения и непосредственного опыта в отношении падающих предметов. Но карта как суммирование, как расположенный в известном порядке предшествующий опыт может служить руководством для дальнейших исследований; она указывает направление; она облегчает проверку; она сберегает силы, оберегая от бесполезных путешествий и указывая пути, приводящие быстрее и вернее к желательным итогам. При помощи карты каждый новый путешественник может воспользоваться итогами исследований других лиц, не тратя тех сил и времени, которые были ими потрачены и которые пришлось бы потратить и ему, если бы он не имел перед собой непредвзятой и обобщённой записи их деяний. То, что мы называем наукой или предметом обучения, придаёт чистому продукту прошлого опыта вид, наиболее полезный для будущего. Он представляет из себя богатство, которое может, в один прекрасный миг, возбудить интерес. Он сберегает работу мысли во всех отношениях. При этом память напрягается меньше, потому что факты сгруппированы вокруг одного общего принципа, вместо того, чтобы быть связанными только разными происшествиями, сопутствующими их открытию. Наблюдению оказывается помощь, потому что при таких условиях мы знаем, что надо смотреть и где смотреть. Никто не станет спорить, что есть разница между разыскиванием иголки в стоге сена и разыскиванием известной бумаги в кабинете, содержащемся в порядке. В таком случае рассуждение получает известное направление, потому что бывают указаны общие пути, по которым обыкновенно идут мысли, так что не приходится переходить от одной случайной связки к другой. Мысли на полях Полезно было бы сделать различие и установить связь между логическим и психологическим ви­дами опыта; первый может занять место содержания преподавания, второй — помочь установить связь с ребёнком. Логическая точка зрения, с другой стороны, предполагает, что развитие достигло известного со­вершенства. Она пренебрегает процессом и считается только с итогами. Карта не может заменить действительного путешествия. Ло­гически составленный научный ма­териал или материал для изучения и обучения не может заменить лич­ного опыта... Но карта как суммиро­вание, как расположенный в из­вестном порядке предшествующий опыт может служить руководством для дальнейших исследований... Никто не станет спорить, что есть разница между разыскиванием иголки в стоге сена и разыскиванием известной бумаги в кабинете, содержащемся в порядке. В таком случае... бывают указаны общие пути, по которым обыкновенно идут мысли... Суть науки в логической передаче опыта; её ценность не заключается в ней самой; её значение — в точке зрения, методе. Она стоит между более случайным и обширным опытом прошлого и более проверенным и приведённым в порядок опытом будущего. Она представляет опыт прошлого в более чистой форме, делающей его более подходящим, более значительным и более плодотворным для опыта будущего. Отвлечения, обобщения и подразделения, введённые ею, не имеют большого значения для будущего. Следовательно, формулированные итоги не должны противополагаться процессу роста. Логическое не должно ставиться выше психологического. Просмотренный и приведённый в порядок опыт занимает критическое положение в процессе роста. Он отмечает поворотный пункт. Он указывает нам на то, как воспользоваться преимуществами прежних усилий для управления будущих предприятий. В широком смысле логическая точка зрения сама по себе психологична; она имеет значение как определённый пункт в развитии опыта, а её оправдание заключается в той роли, которую она будет играть в дальнейшем росте, росте, которому она способствовала. Отсюда вытекает необходимость опять вернуть содержание занятий и предметы преподавания к тому опыту, из которого они были взяты. Они нуждаются в психологической подкладке; они должны быть повёрнуты обратно, должны быть опять возвращены к тому опыту, из которого возникли и благодаря которому получили своё значение.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 308