Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Образование [ Добавить статью ]

Ребёнок и программа; часть 8
Естественно ум удовлетворяется своими собственными упражнениями, и если он лишён широких и значительных обязанностей, то он ищет удовлетворения в формальной деятельности, предоставленной ему, и слишком часто успевает в этом, за исключением очень насыщенных по своей деятельности натур, которые никак не могут приспособиться и которые составляют самые необузданные составляющие среди наших школьных продуктов. Но для многих учеников интерес к формальному принятию символов и воспроизведению их путём памяти заменяет естественный и живой интерес к действительности; и всё происходит от того, что материал преподавания не имеет связи с конкретным мышлением личности, и, следовательно, приходится придумывать и разрабатывать какую-либо замену этой связи с целью установить какие-то рабочие отношения с умом. Следующей заменой живого интереса являются эффекты контраста; материал урока становится интересным, если не сам по себе, то по крайней мере в силу контраста с другим опытом. Выучить урок интереснее, чем получить выговор, подвергнуться осмеянию, быть оставленным в школе после уроков, получить плохую отметку или рисковать своим переводом в следующий класс. И многое из того, что называется «дисциплиной» и хвастается своей противоположностью правилам мягкой педагогики и высоким держанием знамени усилия и обязанности, есть не что иное, как это самое взыванье к «интересу», но с обратной стороны, — к страху, к нелюбви к различного рода физическим, общественным и личным неприятностям. Мысли на полях ...Многое из того, что называ­ется «дисциплиной» и хвастается своей противоположностью правилам мягкой педагогики и высоким держанием знамени усилия и обязанности, есть не что иное, как это самое взыванье к «интересу», но с обратной стороны, — к страху, к нелюбви к различного рода физическим, общественным и личным неприятностям. Материал обучения не инте­ресен; он не может быть интересен, потому что он не исходит из растущего опыта и ничем не связан с ним... Человеческая природа, какова она есть, ищет мотивы своих поступков в приятном, а не в непри­ятном, в прямом удовольствии, а не в сменяющихся неприятностях. Всё так же изучают и геогра­фию, и арифметику, и грамматику; при этом возможностей применения детского опыта в области языка, землеведения и числовых пред­ставлений не так уж много. Поэтому так трудно заставить ум соприкос­нуться с ними; отсюда происходит его отвращение... поэтому в голове теснятся другие образы и действия и вытесняют урок. Материал обучения не интересен; он не может быть интересен, потому что он не исходит из растущего опыта и ничем не связан с ним; поэтому и приходится взывать к тысяче одному внешнему и чуждому агенту, которые помогут при посредстве толчков вернуть ум к материалу, от которого он постоянно убегает. Человеческая природа, какова она есть, ищет мотивы своих поступков в приятном, а не в неприятном, в прямом удовольствии, а не в сменяющихся неприятностях. Таким образом, создалась современная теория и практика «интересного» в неправильном смысле этого слова. Материал всё ещё остаётся, материал, выбранный и выраженный чисто внешним образом. Всё так же изучают и географию, и арифметику, и грамматику; при этом возможностей применения детского опыта в области языка, землеведения и числовых представлений не так уже много. Поэтому так трудно заставить ум соприкоснуться с ними; отсюда происходят его отвращение и наклонность внимания к блужданию; поэтому в голове теснятся другие образы и действия и вытесняют урок. Переделка материала была бы самым правильным выходом из этого; надо сделать его психологическим, т. е. ещё раз брать его из жизни ребёнка и развивать, не выходя из её пределов. Но гораздо легче и проще оставить его таким, какой он есть, а затем при помощи разных методических ухищрений возбуждать интерес, делать материал интересным, подсластить его, скрыть его бесплодность за другим побочным и не имеющим к нему никакого отношения материалом и, наконец, заставить ребёнка проглотить и переварить этот невкусный кусок, когда ему хотелось бы попробовать чего-нибудь совсем другого. Умственное усвоение есть вопрос сознания, и если внимание не упражнялось на данном материале, то умственная работа не могла почувствоваться, не могла перейти в способность. В каком же положении вопрос о ребёнке и программе? Каково будет решение? Обыкновенно в тех случаях, с которых мы начали, дело решается так: или мы должны предоставить ребёнка самому себе или оказывать на него влияние извне. Действие — вот ответ; оно и есть приспособление, приноравливание. Ни с кем не связанная самодеятельность невозможна, потому что всякая деятельность имеет место в определённой среде, в известном положении и в связи с его условиями. Но невозможно также и внесение истины извне. Всё зависит от той деятельности ума, которая вызывается внешними впечатлениями; а ценность формулированного богатства знаний, составляющего учебный курс заключается в том, что оно может помочь воспитателю определить среду, в которую нужно поставить ребёнка, и, таким образом, руководить им. Его первоначальная ценность, его первоначальное указание обращено к учителю, а не к ребёнку. Оно говорит ему: таковы способности, достижения, истина, красота и деятельность, открытые для этих детей; теперь следите за тем, чтобы изо дня в день условия были таковы, чтобы их собственная деятельность неминуемо двигалось в этом направлении и привела к конечному завершению их личности. Пусть природа ребёнка достигнет своего назначения, открытого для вас в науке, искусстве или ремесле. Всё дело в ребёнке. Его силы должны быть выявлены; его способности должны упражняться; его интересы должны быть осуществлены. Но за исключением тех знаний, знаний мудрых и серьёзных, которыми учитель обладает в области расового опыта, заключённого в том, что называем программой, он не знает ничего ни о силах, ни о способностях, ни о переживаниях ребёнка, ни как они должны выявляться, упражняться и утверждаться.

Источник: http://jorigami.narod.ru
Категория: Образование | Добавил: vitalg (02.Фев.2011)
Просмотров: 292