Главная » Статьи » Транспорт и логистика | [ Добавить статью ] |
При работе с международными торговыми сетями (далее – МТС), такими как, например, Metro Cash & Carry, «Рамстор», OBI и другими, у поставщиков часто возникает ряд проблем. Известны редкие примеры острых конфликтов, ведущих к тому, что поставщики отказываются возить свою продукцию МТС. Большинство продолжает сотрудничество. Иногда себе в убыток Как правило, МТС предлагают поставщикам стандартный комплект документов, который включает в себя типовые (в некоторых случаях общие) условия, годовой договор, а также пакет приложений, регламентирующих отдельные нюансы поставки, размер и сроки выплаты бонусов, содержание прайс-листа и пр. Преамбула договора или типовых условий может содержать формулировки, которые задают тон всему документу, как, например: «Сеть магазинов такая-то является крупнейшей розничной сетью такого-то региона, владеет передовыми компьютерными технологиями по распределению, регулированию и поддержанию товарных остатков в магазинах (система автозаказа), имеет крупнейший в регионе распределительный центр, сильную команду менеджеров и специалистов, что способствует эффективным продажам представленного в сети товара конечному покупателю». Или: «Поставщик представил себя в качестве надежной компании с надежным и опытным руководством, обладающей стабильным качеством продукции и логистическими ресурсами, необходимыми для поддержания стабильности поставок продукции в условиях расширенной географии». ТИПИЧНЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА Давайте рассмотрим типичные условия договора поставки. Обычно после того как стороны определятся с ассортиментом и ценами на товар и зафиксируют это в прейскуранте, каждая МТС присваивает свои коды или артикулы каждой позиции товара, который будет поставляться. В соответствии с этим формируются требования к оформлению заказа. Но независимо от достигнутых договоренностей заказ должен иметь порядковый номер, а также содержать следующие данные: - наименование и количество товара; Получив заказ, у поставщика есть лишь 48 ч на то, чтобы подписать его и отправить по факсу покупателю. Часто в контракте делается оговорка о том, что копии заказов, подписанных поставщиком и присланных покупателю по факсу, могут быть использованы в арбитражном суде в качестве письменных доказательств согласования существенных условий договора. Поставщик обязан указывать во всех документах, связанных с отгрузкой и поставкой (в том числе в счете-фактуре, товаротранспортной накладной и других товаросопроводительных документах), название своей компании, номер заказа, код поставщика и коды поставляемых товаров, присвоенные покупателем. Причем значение имеет даже последовательность, в которой они указаны в заказе покупателя. Наименование товара в прейскуранте, товаротранспортной накладной и счете-фактуре должно строго соответствовать названию товара, обозначенному на упаковке. УСЛОВИЯ ДОСТАВКИ В договоре, как правило, фиксируются жесткие требования к упаковке товара. Так, вы можете столкнуться с упоминанием такого пункта: «Поставщик обязуется поставить товар, уложенный штабелем на поддонах, соответствующих европейским стандартам (европоддонах). Если товар будет доставлен не на европоддoнах, то покупатель вправе либо отказать в принятии товара, либо потребовать переупаковки товара за счет поставщика». Если же упаковка не соответствует критериям МТС, считается, что товары поставлены в ненадлежащем состоянии. Многие покупатели в этом случае оставляют за собой право без дальнейшего согласования с поставщиком удержать в качестве штрафа сумму в размере 5% от стоимости заказа, мотивируя это, например, «возросшими расходами на обработку и логистику». Маркировка также нередко становится камнем преткновения во взаимоотношениях МТС и поставщика. Требования торговых сетей просты и строги: «Товар должен поставляться промаркированным на видном месте согласно требованиям, зафиксированным в договоре и приложениях к нему. Покупатель оставляет за собой право отказать в принятии немаркированного или в недостаточной мере маркированного товара». НЕ ТО ОТКАЖЕМСЯ! - нехватка или неправильное оформление (вплоть до очередности перечисления товаров) сопроводительных документов; При этом поставщик обязан либо тем же рейсом вывезти товар, от которого отказался покупатель, либо сделать это в кратчайшие сроки (3–5 дней), если покупатель установил непригодность товара в процессе односторонней приемки. НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ Что же касается оплаты поставленного товара, то, как правило, она производится с отсрочкой платежа не менее чем в 30 дней. Предусмотрена и оплата по этапам, когда вся сумма разбивается, например, на три части: первый платеж должен быть осуществлен не позднее 30-го дня отсрочки, второй – не позднее 60-го, а третий – не позднее 90-го. Но основываясь на многочисленных жалобах поставщиков, можно констатировать, что даже такие льготные сроки оплаты МТС зачастую не соблюдают. Соответственно достаточно большие суммы «зависают» в просроченной задолженности, и поставщики не могут ими распоряжаться. Излишне говорить, что штрафную неустойку, если она зафиксирована в договоре (что бывает редко), или процент за пользование чужими денежными средствами, предусмотренный статьей 395 ГК РФ, поставщик с МТС скорее всего не получит. И вызвано это вовсе не низкой платежеспособностью торговых сетей, а тем, что ссориться с МТС не в интересах поставщика. Для МТС же это бесплатный краткосрочный кредит, которым очень удобно пользоваться. БОНУСЫ, СКИДКИ, УБЫТКИ - базовый (это обычная скидка на различные группы товаров); Помимо взимания бонусов, МТС зачастую вынуждает поставщиков дополнительно оплачивать рекламу товаров на территории супермаркета. Таковой может выступить как установка рекламных щитов и распространение рекламных проспектов, так и размещение товара на торцах полки или специальное обозначение, выделение продукции поставщика. Но если реклама способствует продвижению товара и увеличению доходов поставщика, то вот возврат торговой сетью товара в случае, если он не был продан за определенный срок или потерял товарный вид, к достоинствам отнести крайне сложно. Однако большинство МТС предусматривают в договорах такую возможность. При этом поставщик должен самостоятельно в кратчайшие сроки забрать товар у магазина. Последствия очевидны – товар становится неликвидным, а следовательно, приносит поставщику ощутимые убытки. Система штрафных санкций, установленных договором, в не меньшей степени работает против поставщика. Ответственность предусмотрена по многим основаниям – от несоблюдения сроков поставки до нарушения маркировки. Покупатель же несет материальную ответственность только в одном случае – за нарушение сроков оплаты. Размер неустойки зависит от ставки за каждый день просрочки, но в определенных пределах, например, 5 или 10% от стоимости неоплаченного в срок товара. С учетом того, что поставщикам не с руки портить отношения с МТС, можно утверждать, что штрафные санкции и вовсе не касаются МТС. И ПРОДОЛЖАЕМ ПОСТАВЛЯТЬ Однако, принимая во внимание целый ряд объективных причин (как то: узнаваемость брэнда МТС, огромный товарооборот, своеобразная монополия в определенном секторе рынка и т. д.), поставщики не торопятся разрывать договора, даже если меры, к ним применяемые, можно назвать лишь драконовскими, а предлагаемые условия – кабальными. Хотя есть и обратные примеры. Так, компания «Вимм-Билль-Данн» по ряду причин отказалась от сотрудничества с сетью гипермаркетов Metro Cash & Carry. Но такие случаи единичны и вряд ли составят тенденцию. Хотя пусть рассудит время Поставщик поставляет товар вовремя, но клиент по тем или иным причинам не торопится осуществить выгрузку, тем самым вынуждая простаивать автотранспорт поставщиков Если же упаковка не соответствует критериям МТС, считается, что товары поставлены в ненадлежащем состоянии
| |
Категория: Транспорт и логистика | Добавил: vitalg (17.Янв.2011) | | |
Просмотров: 282 |